РЕШЕНИЕ по делу К–1822/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

Вложения

РЕШЕНИЕ

по делу К–1822/14 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

10.12.2014

Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Розтэра» (далее – Заявитель) на действия  Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту инженерных систем и оборудования административных зданий Минюста России по адресам: ул. Житная, д. 14, стр. 1, ул. Крижановского, д. 7, корп.1 и д. 13, корп. 1 (для субъектов малого предпринимательства) (номер извещения 0173100010814000119) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1.    Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия и исполнения контракта.

2.    Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлено положение об освобождении заказчика от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае отсутствия бюджетного финансирования.

3.    Заказчиком в пунктах 2, 5, 8, 15, 17, 21 приложения № 2 к техническому заданию не надлежащим образом установлены требования к поставляемому товару.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии в соответствии с Законом о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 21.11.2014;

2)    начальная (максимальная) цена контракта – 18 500 000 рублей;

3)    дата проведения Аукциона – 15.12.2014;

1.    Согласно частям 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракте должен быть установлен срок исполнения обязательств.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 3.1. проекта государственного контракта, срок исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту устанавливается с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Пунктом 12.1 проекта государственного контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.

Пунктом 12.2 проекта государственного контракта, окончание срока действия контракта не освобождает Стороны от исполнения принятых на себя обязательств.

Пунктом 4.3 проекта государственного контракта, Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения предусмотренных пунктом 4.2 Контракта документов обязан принять оказанные Исполнителем Услуги и при отсутствии замечаний к качеству Услуг подписать Акт сдачи-приемки услуг в 2 (двух) экземплярах, после чего направить 1 (один) его экземпляр Исполнителю либо мотивированный отказ от приемки Услуг и их оплаты.

Пунктом 2.8 проекта государственного контракта, оплата цены контракта производится Заказчиком по факту выполнения оказания услуг на основании надлежащим образом оформленного и подписанного обеими Сторонами акта сдачи-приемки услуг в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета/счета-фактуры на оплату цены контракта.

Пунктом 5.2.1 документации об Аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта                  не менее чем на один месяц.

На заседании Комиссии установлено, что срок исполнения обязательств по контракту установлен до 31.12.2015. Вместе с тем, максимальный срок действия контракта является 12.02.2016, а срок действия банковской гарантии 14.03.2016.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия и исполнения контракта, не нашел своего подтверждения.

2.    Частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Частью 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Частью 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пункту 7.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе: «Задержка выделения средств из федерального бюджета является основанием для освобождения Заказчика от ответственности за несвоевременную оплату».

Таким образом, порядок оплаты выполненных работ в части сроков установлен в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлено положение об освобождении заказчика от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае отсутствия бюджетного финансирования не нашел своего подтверждения.

3.    Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 6.5 ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010 установлено:

•      интегральное значение эффективности класса фильтра Н 13 ≥ 99,95%, при интегральном значении проскока ≤ 0,05 %.

•      интегральное значение эффективности класса фильтра Н 13 ≥ 99,995%, при интегральном значении проскока ≤ 0,005 %.

Согласно пункту 7.5.3 ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010 установлено: «Интегральная эффективность фильтрующего элемента может быть определена одним из следующих методов:

- определением средней концентрации частиц в потоке до фильтра и после него при неподвижном положении пробоотборников (статический метод);

- непрерывной регистрацией концентрации частиц перед фильтром и после него при проведении испытания на проскок (утечку), когда пробоотборник до фильтра находится в неподвижном положении, и сканировании после фильтра, когда пробоотборник передвигается вдоль всей поверхности фильтра (метод сканирования)».

Пунктом 2 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что «Высокоэффективные фильтры по ГОСТ Р ЕН 1822-1» имеют параметр «Интегральное значение эффективности фильтров ≤ 0.05 %».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что параметр «Интегральное значение эффективности фильтров» определяется согласно пункту 7.5.3 ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010, а именно: «непрерывной регистрацией концентрации частиц перед фильтром и после него при проведении испытания на проскок (утечку), когда пробоотборник до фильтра находится в неподвижном положении, и сканировании после фильтра, когда пробоотборник передвигается вдоль всей поверхности фильтра (метод сканирования)»

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в пункте 2 приложения № 2 к техническому заданию не надлежащим образом установлены требования к поставляемому товару, не нашел своего подтверждения.

Согласно пункту 1 ГОСТ 28343 установлено: «Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление Ру от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см2) и условный проход Dy от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования».

Пунктом 21 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что «Краны шаровые стальные фланцевые ГОСТ 28343», обладают «условным давлением - 16 кг/см2».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в пункте 21 приложения № 2 к техническому заданию «Краны шаровые стальные фланцевые»          в параметре «Условное давление», указана единица измерения «кг/см2» не соответствующая требованиям указанным в ГОСТ 28343 ввиду технической ошибки.

Пунктом 5 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что «Баллоны с фреоном R407c» в параметре «Плотность насыщенной жидкости при 25 С > 1 кд/м3».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в пункте 5 приложения № 2 к техническому 5 приложения № 2 к техническому заданию «Баллоны с фреоном R407c» в параметре «Плотность насыщенной жидкости при 25 С > 1 кд/м3» допущена техническая ошибка.

Пунктом 8 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что «Выключатели автоматические по ГОСТ Р 50345» имеют параметр «Степень защиты от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов и проникновения воды корпуса выключателя более 20 IPчатели автоматические по ГОСТ Р 50345».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в пункте 8 приложения № 2 к техническому заданию в параметре «Степень защиты от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов и проникновения воды корпуса выключателя более 20 IPчатели автоматические по ГОСТ Р 50345» допущена техническая ошибка.

Пунктом 15 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что «Трубы стальные водогазопроводные черные (неоцинкованные) по ГОСТ 3262» имеют параметр «- лотность стали труб - 7.85 г/см3».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в пункте 15 приложения № 2 к техническому заданию в параметре «- лотность стали труб - 7.85 г/см3» допущена техническая ошибка.

Пунктом 17 приложения № 2 к техническому заданию установлено, что Трубы стальные водогазопроводные черные (неоцинкованные) по ГОСТ 3262» имеют параметр «- словный проход труб - 25 мм».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в пункте 17 приложения № 2 к техническому заданию в параметре «- словный проход труб - 25 мм» допущена техническая ошибка.

Принимая во внимание наличие указанных технических ошибок, как пояснил Заказчик, а так же поступившие запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, в том числе указанных выше пунктов документации об Аукционе, Заказчик разъяснил, что перечисленные выше пункты приложения № 2 к техническому заданию при рассмотрении заявок на участие в Аукционе, учитываться не будут. Указанные выше разъяснения положений документации об Аукционе размещены на Официальном сайте.

Таким образом, действия Заказчика, не надлежащим образом установившего требования к товару в пунктах 5, 8, 15, 17, 21 приложения № 2 к техническому заданию нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,             пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.      Признать жалобу ООО «Розтэра» обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ.

2.      Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.      Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.      Передать материалы дела от 20.12.2014 № К–1822/14 по соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.