РЕШЕНИЕ от 15 января 2021 г. № 223ФЗ-21/21 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ЗАО "Д" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛ

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Ц": <...>,
ЗАО "Д": <...>,
представили ООО "Р" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ЗАО "Д" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ "Солнечная" и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также по внутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению, транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение N 32009784545), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
 
установила:
 
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Д" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ "Солнечная" и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также по внутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению, транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение N 32009784545) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам стать 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Ц", утвержденным Советом директоров АО "Ц" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 09.12.2020;
2. начальная (максимальная) цена договора - 2 248 304 793, 22 рубля;
3. дата окончания подачи заявок - 21.12.2020;
4. дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 21.12.2020;
5. на участие в закупке подано 2 заявки, признанные несоответствующими требованиям Документации, в связи с чем закупка признана несостоявшейся.
1. В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 14.01.2021 до 15.01.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 23.2 Документации предусмотрено, что участник не допускается к участию в закупке, в том числе в случае непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации об участнике или о товарах, работах, услугах, на закупку которых размещается заказ, не соответствующей действительности.
В соответствии с пунктом 14 Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе по критерию "Опыт участника", при этом в соответствии с пунктом 13.5 Документации для присвоения баллов по указанному критерию участнику закупки необходимо представить сведения об опыте оказания услуг по форме N 3 приложения N 2 к Документации.
Согласно форме N 3 приложения N 2 к Документации участнику необходимо указать в соответствующей графе, в том числе информацию о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением претендентом обязательств по договору, представляемому с целью присвоения баллов заявке по критерию "опыт участника".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок участников закупки от 21.12.2020 N 32009784545-2 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений на основании подпункта 1 пункта 23.2 Документации и подпункта 205 Положения о закупке, а именно представленная информация о наличии опыта (наличии жалоб) не соответствует действительности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя, материалы и пояснил, что Заявителем в форме N 3 (сведения об опыте) в соответствующей графе о наличии претензий и жалоб по договору от 20.11.2019 N 158/08/19, указанному в представленной форме с целью получения баллов по критерию "опыт участника", отсутствует информация о наличии претензии со стороны Заказчика, направленной в адрес Заявителя письмом от 30.12.2019 N 1327-19/Ю, в связи с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке на основании подпункта 1 пункта 23.2 Документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке, в связи с чем Комиссии ФАС России, исходя из представленных сторонами материалов, не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая, что текст Жалобы содержит указание на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12.2 Документации участник должен иметь действующий на момент подачи заявки договор на оказание услуг по размещению указанных отходов на полигоне ТБО, заключенный участником закупки с организацией, осуществляющей размещение отходов на полигоне и имеющей соответствующую лицензию; либо информационное письмо участника о возможности заключения такого договора с организацией, осуществляющей размещение отходов на полигоне и имеющей соответствующую лицензию.
В подтверждение указанному требованию участник закупки в соответствии с пунктом 13.2 Документации в составе заявки должен представить действующий на момент подачи заявки договор на оказание услуг по размещению указанных отходов на полигоне ТБО, заключенный участником закупки с организацией, осуществляющей размещение отходов на полигоне и имеющей соответствующую лицензию, либо информационное письмо участника о возможности заключения такого договора с организацией, осуществляющей размещение отходов на полигоне и имеющей соответствующую лицензию.
Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки договорных отношений с организацией, осуществляющей размещение отходов на полигоне, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 13.2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса предложений.
Кроме того, требование о наличии у участника закупки соответствующих договорных отношений на момент подачи заявки является избыточным, поскольку такой договор может быть заключен по результатам проведения закупки при определении соответствующего участника победителем закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем указанное нарушение на результаты проведения закупки не повлияло, поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
3. В соответствии с пунктом 23.12 Документации если запрос предложений признан несостоявшимся вследствие поступления заявки от одного участника, а также если к участию в закупке допущен один участник, с таким участником может быть заключен договор в порядке, установленном нормативными документами заказчика.
Вместе с тем в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документации, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем выявленное нарушение на результаты проведения Запроса предложений не повлияло, поскольку закупка признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок, соответствующей требованиям
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России
 
решила:
 
1. Признать жалобу ЗАО "Д" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ "Солнечная" и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также по внутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению, транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение N 32009784545) необоснованной.
2. Признать в действиях АО "Ц" нарушение части 15 статьи 3.2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 15.01.2021 N 223ФЗ-21/21 не выдавать, поскольку Запрос предложений признан несостоявшимся.
4. Передать материалы дела от 15.01.2021 N 223ФЗ-21/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.