Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РА": <...>,
представители ООО "П", ООО "РБ" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" от 28.12.2020 N Ж1/12 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 32009740035), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) от 28.12.2020 N Ж1/12 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 32009740035) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РА" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Конкурса, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.11.2020;
2. начальная (максимальная) цена договора - 118 248 714 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 16.12.2020;
4. на участие в Конкурсе подано - 8 заявок;
5. дата рассмотрения первых частей заявок - 24.12.2020;
6. на участие в Конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено - 3 заявки;
7. дата рассмотрения вторых частей заявок - 14.01.2021;
8. дата подведения итогов Конкурса - 14.01.2021.
В ходе заседания 12.01.2021 Комиссия ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 14.01.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса
Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, в части неправомерного отклонения заявки Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3.11.4.4 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям Документации, в том числе:
- конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);
- техническое предложение не соответствует требованиям конкурсной документации.
Пунктом 3.21.2 Документации установлено следующее: "техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах. Срок, в течение которого участник обязуется обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг) условиям технического задания (гарантийный срок) не должен превышать предельный срок службы товаров, эксплуатации объекта работ (услуг) при достижении показателей, указанных в техническом задании".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок от 24.12.2020 N 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20/1 (далее - Протокол) участникам с порядковыми номерами "2", "4", "5", "8" отказано в допуске к участию в Конкурсе "на основании пункта 3.11.4.4 Документации в связи с несоответствием заявки требованию пункта 3.21.2 Документации, а именно: участники с порядковыми номерами "2", "5", "8" в представленных в составе заявки технических предложениях предусмотрели гарантийный срок без указания единицы измерения "в течение 60 (шестидесяти) с даты подписания сторонами акта о выполненных работах", а участником с порядковым номером "4" указан гарантийный срок "в течение 60 (шестидесяти) дней", что не соответствует пункту 4.1.13 проекта договора.
Пунктом 5 технического задания Документации установлено, что участники Конкурса в составе заявки должны указать конкретный гарантийный срок на результаты работ.
В соответствии с пунктом 4.1.13 проекта договора Документации подрядчик обязан предоставить гарантийный срок на результаты работ по настоящему договору не менее 60 (шестидесяти) месяцев с даты подписания сторонами акта о выполненных работах.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в техническом задании Документации и проекте договора Документации установлены противоречивые требования к гарантийному сроку, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей предлагаемого к поставке товара, к условиям, не являющимся показателями технических и функциональных качеств предлагаемого к поставке товара, в связи с чем указанные требования являются избыточными и приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнение заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Конкурсе и неправомерно отклонившего заявки участников закупки с порядковыми номерами "2", "4", "5", "8" не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административный правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением от 14.01.2021 N 223ФЗ-15/21 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлено нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившиеся в не установлении в Документации приоритета товаров, работ, услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе участникам с порядковыми номерами "2", "4", "5", "8", пункта 2 части 10 статьи 4, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 28.12.2020 N Ж1/12 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 32009740035) обоснованной.
2. Признать ОАО "РА" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.01.2021 по делу N 223ФЗ-17/21 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано по делу от 14.01.2021 N 223ФЗ-15/21.
4. Материалы дела от 14.01.2021 N 223ФЗ-17/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушений не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 14.01.2021 N 223ФЗ-15/21.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.