РЕШЕНИЕ от 25 марта 2019 г. по делу № 1-00-692/77-19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "О": <...>
от ООО "С": <...>
рассмотрев жалобу ООО "С" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ООО "С" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (реестровый N 31907547823) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 11 052 720,00 руб. размещено на Официальном сайте 19.02.2019.
Из протокола по рассмотрению вторых частей заявок от 27.02.2019 N 31907547823-02 следует, что заявка Общества (порядковый номер заявки - 1967) отклонена от участия в закупочной процедуре по причине несоответствия требованиям Закупочной документации, а именно в связи с предоставлением ненадлежащим образом подписанной справки участником обязанности по уплате налогов, сборов и иных платежей, а также в связи с отсутствием в составе заявки акта инвентаризации (выписки), подтверждающей наличие соответствующих материально-технических ресурсов у участника.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Подпунктом 11 пункта 3.1 раздела III Закупочной документации предусмотрено, что в составе заявки участник должен представить справку об исполнении участником (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - Справка об исполнении обязанности уплаты налогов и иных платежей), выданная не ранее чем за 30 дней до окончания срока приема предложений на участие в запросе предложений (по форме КНД 1120101), либо гарантийное письмо об исполнении участником (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и о предоставлении участником, в случае признания его по результатам проведения запроса предложения победителем, в течение 10 дней после подведения итогов запроса предложений, но не позднее даты подписания договора, указанной справки, выданной налоговым органом не ранее чем за 30 дней до окончания срока приема предложений или ее нотариально заверенной копии, составленное по форме, представленной в разделе V "Образцы форм и документов для заполнения участниками запроса предложений".
Аналогичные положения закреплены в пункте 2.4.4.14 Закупочной документации. Названный пункт также имеет сноску, согласно которой допускается предоставление в составе заявки справки об исполнении участником (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Согласно пункту 2.5.6 Закупочной документации заявка, приложения и документы к ней предоставляются через ЭТП в отсканированном виде. Каждый документ должен быть отсканирован и загружен в систему ЭТП в виде отдельного файла. При сканировании документов, входящих в состав заявки должно быть обеспечено сохранение всех признаков подлинности, а именно: бланков, графических подписей, печатей, а также исходящих номеров и дат.
Требования к порядку оформления Справки об исполнении обязанности уплаты налогов и иных платежей обусловлены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 20.01.2019 N ММВ-7-9-/20@ (далее - Приказ ФНС России), которым утверждена форма соответствующей справки, а также порядок ее заполнения и формат ее представления в электронной форме. Так, согласно подпункту 7.8 приложения N 2 Приказа ФНС России справка, формируемая в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Изучив заявку Общества, Комиссия пришла к выводу, что Справка об исполнении обязанности уплаты налогов и иных платежей не подписана квалифицированной электронной подписью. Указанный факт не отрицался представителем Заявителя.
При этом утверждение Заявителя о возможности выбора вида электронной цифровой подписи не подтверждается ни действующим законодательством в сфере закупок, ни положениями Аукционной документации.
Относительно основания отклонения по причине отсутствия в составе акта инвентаризации (выписки) представитель Заказчика пояснил следующее.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 3.1 раздела III Закупочной документации участнику в составе заявки необходимо представить сведения согласно формам, представленным в разделе V "Образцы форм и документов для заполнения участниками запроса предложений" и приложить к ним подтверждающие документы.
Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 N 119н для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка при инвентаризации выявляется также фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется данными регистров бухгалтерского учета.
Согласно форме "Сведения о наличии у Участника запроса предложений материально-технических ресурсов в соответствии с п. п. 7.2. и 8.2. Технического задания" (далее - Форма сведений о материально-технических ресурсах участника) для подтверждения информации, изложенной Обществом в таблице "Сведения о наличии у участника запроса предложений материально-технических ресурсов" Заявитель должен был предоставить заверенную печатью и подписью генерального директора и главного бухгалтера участника выписку из акта инвентаризации Общества, проведенную на последнюю отчетную дату (31.12.2018) либо инвентаризационную опись или выписку из нее, составленную не ранее, чем за 5 дней до даты объявления Закупки.
Вместе с тем при изучении заявки Общества Комиссия установил, что заявка Заявителя содержит балансовую справку, содержащую информацию о материальных средствах на балансе участника.
Как было заявлено представителем Заказчика, представление подобной справки не свидетельствует о состоянии (работоспособности) указанного такой справке материально-технических средств.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что участником была избрана форма представления информации о материально-технических ресурсах именно в виде балансовой справке ввиду закупки нового оборудования, которого не было у Заявителя на момент проведения инвентаризации.
Комиссия оценивает доводы Заявителя критически в связи с тем, что в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно соглашается с требованиями Закупочной документации. Таким образом, Заявитель, согласился с тем, что подтверждение наличие и работоспособности материально-технических средств участника осуществляется путем представления документов, перечисленных в Форме сведений о материально-технических ресурсах участника. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 2.7.3 Закупочной документации комиссия Заказчика вправе отстранить участника от участия в Запросе предложений в случае несоответствия второй части Заявки участника закупки требованиям, указанным в Документации - непредставления участником документов, указанных в пункте 3.1 раздела III "Сведения о проводимом Запросе предложений".
Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Общества от участия в Закупке, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "О" (ОГРН: <...>, ИНН: <...>) на действия ООО "С" (ОГРН: <...>, ИНН: <...>) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 21.03.2019 N ТФ/13201/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.