РЕШЕНИЕ от 4 марта 2019 г. по жалобе № Т02-139/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей
СПб ГУП "П" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "У" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.02.2019 вх.N 5097/19) ООО "У" на действия конкурсной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

установила:

29 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31807392150 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П", включая документацию на проведение конкурса (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров (работ, услуг) СПб ГУП "П" (далее - Положение о закупках), версия 27 от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

N п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

71 584 173,67 руб.

2.

Дата публикации извещения

(по местному времени заказчика)

29.12.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок

(по местному времени заказчика)

28.01.2019 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

30.01.2019 (МСК)

06.02.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

195197, Российская Федерация,

г. Санкт-Петербург,

пр. Полюстровский, 39

 

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "У" от участия в Закупке.
Заявитель сообщает, что согласно Протоколу N ЭК-18/7.2 рассмотрения вторых частей заявок от 06.02.2019 заявка ООО "У" отклонена от участия в Закупке по причине представления участником ценового предложения в форме "Конкурсное предложение", вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение безосновательным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N 78/6170/19 от 25 февраля 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "П" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя Протоколу N ЭК-18/7.2 рассмотрения вторых частей заявок от 06.02.2019, заявка ООО "У" отклонена от участия в Закупке на основании пп. 4.3. п. 16 раздела 3 тома 1 Документации по причине представления участником ценового предложения в форме "Конкурсное предложение".
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Подпунктом 4 п. 16 раздела 3 тома 1 Документации установлено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.
Согласно пп. 4.1 п. 16 раздела 3 тома 1 Документации первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать:
- описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке;
При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с пп. 4.2 п. 16 раздела 3 тома 1 Документации вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Согласно пп. 4.3 п. 16 раздела 3 тома 1 Документации в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме сведений об участнике такого конкурса и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
В соответствии с пп. 3 п. 11 раздела 2 тома 1 Документации состав заявки, представляемой участником, определен пп. 5 настоящего пункта Раздела 2 Тома 1 (Общая часть), пунктом 7 Тома 2 (Специальная часть), а также пунктом 9 Раздела 1 Тома 1 (Общая часть) (в случае подачи заявки коллективным участником).
Пунктом п. 7.2 тома 2 Документации определено, что заявка на участие в Закупке в числе прочих документов должна содержать форму "Конкурсное предложение" (по форме приложения N 2 к тому 2) (обязательное требование).
Согласно Приложению N 2 к тому 2 Документации Организатором торгов установлена форма "Конкурсное предложение" для участия в конкурсе в электронной форме (указать наименование конкурса, наименование и номер лота в случае его наличия).
Пункт 2 указанной формы согласно Приложению N 2 к тому 2 Документации изложен в следующей редакции:
2. Изучив Извещение о проведении открытого конкурса, опубликованное СПб ГУП "П" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru., а также документацию открытого конкурса, и принимая установленные в них требования и условия, предоставляем Вам ценовое предложение:

 

N п/п Наименование показателя критерия оценки заявок Единица измерения Значение (все значения указываются цифрами) 1 2 3 4 1 Цена договора российский рубль

Согласно пп.пп. 4), 5) пп. 3 п. 19 раздела 4 тома 1 Документации Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, Положения о закупке товаров (работ, услуг) и конкурсной документации обязана отказать участнику в допуске в случае непредоставления информации, предусмотренной пп 5.1.1 - 5.1.2 пункта 11 Раздела 2 Тома I (Общая часть), или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной пп 5.1.1 - 5.1.2 пункта 11 Раздела 2 Тома I (Общая часть), требованиям установленных конкурсной документацией.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения заявки ООО "У" установила, что Заявителем в числе прочих документов была представлена предусмотренная п. 7.2 тома 2 Документации заполненная форма "Конкурсное предложение", в пункте 2 которой была указана цена договора.
Представители Организатора торгов сообщили, что согласно пп. 4.3 п. 16 раздела 3 тома 1 Документации был установлен запрет на указание во второй части заявки сведений о ценовом предложении.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что согласно п. 7.2 тома 2 Документации форма "Конкурсное предложение" являлась обязательным для представления документом, при этом в соответствии с пп. 3 п. 19 раздела 4 тома 1 Документации участник при подачи заявки обязан руководствоваться требованиями Документации, в том числе и к содержанию, оформлению и формам предусмотренных документов.
Установленная Организатором торгов в Приложении N 2 к тому 2 Документации форма "Конкурсное предложение" не содержала предусмотренных условий по частичному заполнению указанной формы.
Также, иными разделами Документации не допускалось права участников Закупки отходить от установленных требований к заполнению и содержанию предусмотренных Документацией форм.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что представленная в заявке ООО "У" форма "Конкурсное предложение" была заполнена в полном соответствии с требованиями по заполнению указанной формы согласно Приложению N 2 к тому 2 Документации.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о неправомерности принятого закупочной комиссией Организатора торгов решения об отклонении заявки ООО "У" согласно Протоколу N ЭК-18/7.2 рассмотрения вторых частей заявок от 06.02.2019.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "У" согласно Протоколу N ЭК-18/7.2 рассмотрения вторых частей заявок от 06.02.2019 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований в нарушение документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 21.02.2019 вх.N 5097/19) ООО "У" на действия конкурсной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

решила:

1. Признать жалобу (от 21.02.2019 вх.N 5097/19) ООО "У" на действия конкурсной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" (ИНН <...>, ОГРН <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" (ИНН <...>, ОГРН <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований в нарушение документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "У" согласно Протоколу N ЭК-18/7.2 рассмотрения вторых частей заявок от 06.02.2019 в порядке, не соответствующем Документации.
3. Организатору торгов СПб ГУП "П" (ИНН <...>, ОГРН <...>) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150) путем отмены протоколов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...> Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 марта 2019 г. по жалобе N Т02-139/19
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
на основании решения Комиссии от 04.03.2019 N Т02-139/19 по жалобе на действия конкурсной комиссии организатора торгов СПб ГУП "П" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. Организатору торгов СПб ГУП "П" (ИНН <...>, ОГРН <...>) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции зданий ОТК и КПП (лит.В) в Автобусном парке N 1, расположенном по адресу: <...>" для нужд СПб ГУП "П" (инв.N 1034) (извещение N 31807392150), путем отмены протоколов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 26 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.

<...>

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.