Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Э" на действия заказчика - ФГУП "П" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации командировок выездных мероприятий работников ФГУП "П" (реестровый N 31502342064),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации командировок выездных мероприятий работников ФГУП "П" (реестровый N 31502342064) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отстранении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "П" (далее - Положение о закупках).
08.05.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 08.05.2015 дата окончания подачи заявок - 01.06.2015, дата рассмотрения заявок - 03.06.2015, дата подведения итогов - 05.06.2015.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 31502342064 от 05.06.2015 Закупочной комиссией принято решение о присвоении первого номера и признании в качестве победителя Конкурса ООО "Э".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 31502342064 от 15.06.2015 Конкурсной комиссией установлено, что ООО "Э" представлены в составе заявки на участие в конкурсе недостоверные сведение по нестоимостному критерию оценки "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг", а именно: "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек". Факт предоставления недостоверных сведений подтверждается письмом ООО "С" N б/н от 11.06.2015. В связи с вышеизложенным, согласно пункту 17.6 Положения о закупках принято решение об отстранении участника.
Также Конкурсной комиссией принято решение об отстранении от участия в Конкурсе заявки ООО "Т", ввиду установления факта предоставления недостоверных сведений.
Согласно доводам Заявителя, действия Заказчика по отклонению заявки ООО "Э" неправомерны. ФГУП "П" был направлен запрос в адрес ООО "С" в день подведения итогов Конкурса. Кроме того, ООО "Э" был также сделан запрос в ООО "С" и оригинал письма с уточняющей информацией от ООО "С" N 17 от 16.06.2015 был доставлен в адрес Заказчика 17.06.2015.
Заказчик доводам Заявителя возразил, пояснив, что Заявитель в составе заявки представил документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. При этом, Заказчиком было установлено, что указанные документы содержат недостоверные сведения. В частности, в компаниях ООО "С", ЗАО "И" численность сотрудников менее 500 человек. Факт предоставления недостоверных сведений подтверждается письмом ООО "С" N б/н от 11.06.2015 и письмом ЗАО "И" N 103/06/15 от 15.06.2015.
В соответствии с пунктом 17.6.1 Положения о закупке и пунктом 1.7.2 Закупочной документации Заказчик обязан отстранить участника закупки от участия в закупке на любом этапе ее проведения в случае: установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в соответствии с пунктами 13.2, 13.4 - 13.7 Положения о закупке.
В соответствии с указанным пунктом Заказчиком было принято решение отстранить ООО "Э" от участия в закупке (протокол от 15.06.2015 г.).
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункт 1.7.2 Конкурсной документации Заказчик, комиссия обязаны отстранить участника закупки от участия в закупке на любом этапе ее проведения в случае:
1) установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 3.2 и пунктом 3.2.1 настоящей документации;
2) установления факта несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке в соответствии с пунктом 1.4. настоящей документации;
3) не поступления денежных средств на счет, указанный Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты окончания срока подачи заявок в конкурсе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе должны содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника закупки.
Согласно приложению N 1 к Информационной карте конкурса документации о Конкурсе (далее - Приложение N 1) оценка по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" осуществляется следующим образом:
Для оценки заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Показатель Шкала баллов Весовой коэффициент (доля, %) Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов Да - 50 баллов Нет - 0 баллов 0,30 Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек От 0 до 2 договоров - 0 баллов, От 3 до 4 договоров- 15 баллов, 5 и более договоров - 25 баллов.
Общее количество положительных отзывов о качестве оказанных претендентом услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) за последние 3 года (подтверждается копиями отзывов).
От 0 до 2 копий документов - 0 баллов, От 3 и более копий документов - 25 баллов Итого 100 0,3 (30%) Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг", определяется по формуле:
Rei = E1i+E2i+E3i где:
Rei - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
E1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов".
E2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек".
E3i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество копий документов за последние 3 года, подтверждающие наличие у участника открытого конкурса положительных отзывов о качестве оказанных услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых)" Для расчета итогового рейтинга по данному критерию рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" умножается на соответствующий коэффициент значимости (0,30).
При оценке заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.
Ознакомившись с заявкой Заявителя Комиссия установила, что ООО "Э" представлена в составе заявки Форма 4 "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг". Согласно пункту 2 ранее названной формы для подтверждения соответствия показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" участником заявляется 10 договоров с корпоративными заказчиками на оказание услуг делового туризма. Подтверждается копиями договоров на оказание услуг по организации и реестр заказов по наиболее крупным заказчикам.
В тоже время в составе заявки отсутствует, в том числе в Форме 4 и в копиях договоров информация о численности сотрудников компаний, которым ранее оказывались услуги по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями.
Таким образом, доводы Заказчика о предоставлении Заявителем в составе заявки недостоверных сведений, основанные на включении участником в состав заявки договоров с организациями, имеющими численность менее 500 человек, неправомерны.
Факт несоответствия представленных участником документов, необходимых для целей их дальнейшей оценки, конкретному критерию оценки, не может оцениваться в качестве недостоверных сведений.
Недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
В соответствии с пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
ООО "Э" в свою очередь были представлены 10 договоров с различными организациями, свидетельствующие о наличии у Заявителя соответствующего опыта, при этом как указывалось ранее, в документах, представленных для подтверждения соответствия нестоимостному критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" отсутствует информация о численности сотрудников организаций. Ввиду чего, представленные сведения не могут быть признаны в качестве недостоверных. При этом, в случае установления факта несоответствия документов, представленных для их последующей оценки по какому-либо из критериев, Заказчик вправе не оценивать представленные документы и присвоить участнику количество баллов, соразмерное количеству договоров, подтверждающий необходимый опыт. Кроме того, Комиссия отмечает, что для получения максимального балла по позиции "общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" необходимо представить 5 и более договоров. В то же время, Заказчиком не оспаривается несоответствие восьми из десяти представленных Заявителем в составе заявки договоров.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности отклонения заявки Заявителя и о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его.