РЕШЕНИЕ от 6 июля 2015 г. по делу № 1-00-1024/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Э" на действия заказчика - ФГУП "П" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации командировок выездных мероприятий работников ФГУП "П" (реестровый N 31502342064),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации командировок выездных мероприятий работников ФГУП "П" (реестровый N 31502342064) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отстранении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "П" (далее - Положение о закупках).
08.05.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 08.05.2015 дата окончания подачи заявок - 01.06.2015, дата рассмотрения заявок - 03.06.2015, дата подведения итогов - 05.06.2015.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 31502342064 от 05.06.2015 Закупочной комиссией принято решение о присвоении первого номера и признании в качестве победителя Конкурса ООО "Э".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 31502342064 от 15.06.2015 Конкурсной комиссией установлено, что ООО "Э" представлены в составе заявки на участие в конкурсе недостоверные сведение по нестоимостному критерию оценки "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг", а именно: "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек". Факт предоставления недостоверных сведений подтверждается письмом ООО "С" N б/н от 11.06.2015. В связи с вышеизложенным, согласно пункту 17.6 Положения о закупках принято решение об отстранении участника.
Также Конкурсной комиссией принято решение об отстранении от участия в Конкурсе заявки ООО "Т", ввиду установления факта предоставления недостоверных сведений.
Согласно доводам Заявителя, действия Заказчика по отклонению заявки ООО "Э" неправомерны. ФГУП "П" был направлен запрос в адрес ООО "С" в день подведения итогов Конкурса. Кроме того, ООО "Э" был также сделан запрос в ООО "С" и оригинал письма с уточняющей информацией от ООО "С" N 17 от 16.06.2015 был доставлен в адрес Заказчика 17.06.2015.
Заказчик доводам Заявителя возразил, пояснив, что Заявитель в составе заявки представил документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. При этом, Заказчиком было установлено, что указанные документы содержат недостоверные сведения. В частности, в компаниях ООО "С", ЗАО "И" численность сотрудников менее 500 человек. Факт предоставления недостоверных сведений подтверждается письмом ООО "С" N б/н от 11.06.2015 и письмом ЗАО "И" N 103/06/15 от 15.06.2015.
В соответствии с пунктом 17.6.1 Положения о закупке и пунктом 1.7.2 Закупочной документации Заказчик обязан отстранить участника закупки от участия в закупке на любом этапе ее проведения в случае: установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в соответствии с пунктами 13.2, 13.4 - 13.7 Положения о закупке.
В соответствии с указанным пунктом Заказчиком было принято решение отстранить ООО "Э" от участия в закупке (протокол от 15.06.2015 г.).
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункт 1.7.2 Конкурсной документации Заказчик, комиссия обязаны отстранить участника закупки от участия в закупке на любом этапе ее проведения в случае:
1) установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 3.2 и пунктом 3.2.1 настоящей документации;
2) установления факта несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке в соответствии с пунктом 1.4. настоящей документации;
3) не поступления денежных средств на счет, указанный Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты окончания срока подачи заявок в конкурсе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе должны содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника закупки.
Согласно приложению N 1 к Информационной карте конкурса документации о Конкурсе (далее - Приложение N 1) оценка по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" осуществляется следующим образом:
Для оценки заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Показатель Шкала баллов Весовой коэффициент (доля, %) Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов Да - 50 баллов Нет - 0 баллов 0,30 Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек От 0 до 2 договоров - 0 баллов, От 3 до 4 договоров- 15 баллов, 5 и более договоров - 25 баллов.
Общее количество положительных отзывов о качестве оказанных претендентом услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) за последние 3 года (подтверждается копиями отзывов).
От 0 до 2 копий документов - 0 баллов, От 3 и более копий документов - 25 баллов Итого 100 0,3 (30%) Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг", определяется по формуле:
Rei = E1i+E2i+E3i где:
Rei - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
E1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов".
E2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек".
E3i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество копий документов за последние 3 года, подтверждающие наличие у участника открытого конкурса положительных отзывов о качестве оказанных услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых)" Для расчета итогового рейтинга по данному критерию рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" умножается на соответствующий коэффициент значимости (0,30).
При оценке заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.
Ознакомившись с заявкой Заявителя Комиссия установила, что ООО "Э" представлена в составе заявки Форма 4 "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг". Согласно пункту 2 ранее названной формы для подтверждения соответствия показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" участником заявляется 10 договоров с корпоративными заказчиками на оказание услуг делового туризма. Подтверждается копиями договоров на оказание услуг по организации и реестр заказов по наиболее крупным заказчикам.
В тоже время в составе заявки отсутствует, в том числе в Форме 4 и в копиях договоров информация о численности сотрудников компаний, которым ранее оказывались услуги по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями.
Таким образом, доводы Заказчика о предоставлении Заявителем в составе заявки недостоверных сведений, основанные на включении участником в состав заявки договоров с организациями, имеющими численность менее 500 человек, неправомерны.
Факт несоответствия представленных участником документов, необходимых для целей их дальнейшей оценки, конкретному критерию оценки, не может оцениваться в качестве недостоверных сведений.
Недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
В соответствии с пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
ООО "Э" в свою очередь были представлены 10 договоров с различными организациями, свидетельствующие о наличии у Заявителя соответствующего опыта, при этом как указывалось ранее, в документах, представленных для подтверждения соответствия нестоимостному критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" отсутствует информация о численности сотрудников организаций. Ввиду чего, представленные сведения не могут быть признаны в качестве недостоверных. При этом, в случае установления факта несоответствия документов, представленных для их последующей оценки по какому-либо из критериев, Заказчик вправе не оценивать представленные документы и присвоить участнику количество баллов, соразмерное количеству договоров, подтверждающий необходимый опыт. Кроме того, Комиссия отмечает, что для получения максимального балла по позиции "общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" необходимо представить 5 и более договоров. В то же время, Заказчиком не оспаривается несоответствие восьми из десяти представленных Заявителем в составе заявки договоров.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности отклонения заявки Заявителя и о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его.