Решение по делу № 44-2855/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2855/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

10.09.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ФГУП «Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени НИИ синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева» (далее – Заказчик):

ООО «ТД Прогресс» (далее – Заявитель):

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 19319 от 10.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по изготовлению, доставке, монтажу и пуско-наладке оборудования в цехе № 13 по объекту: «Техническое перевооружение опытного производства силоксановых, фторсилоксановых и акрилатных мономеров, 3,4-полиизопрена; низкомолекулярных углеводородных каучуков, эпоксиуретановых и акрилатных каучуков, резиновых смесей и герметиков» Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева» (ФГУП «НИИСК»), г. Санкт-Петербург (далее – конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 19.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0572100003615000007. Начальная (максимальная) цена контракта – 32 800 000,00 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

  1. В жалобе Заявитель указал на нарушение Заказчиком ч. 1 ст. 21 и ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе в части неструктурированного вида плана-графика, опубликованного Заказчиком на официальном сайте, а также в части отсутствия в плане графике позиции по закупке № 0572100003615000007.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Однако, согласно ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе  части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21 Закона о контрактной системе вступают в силу с 1 января 2016 года.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Согласно п. 21 Части II «Информационная карта» документации о закупке заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:

  2. Информацию, подтверждающую добросовестность участника открытого конкурса (в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 37 Федерального закона);

  3. Бухгалтерский баланс;

  4. Отчет о финансовых результатах;

  5. Отчет о движении денежных средств;

  6. Заверенная руководителем организации копия информационного письма органов статистики о присвоении кодов ОКПО, ОКТМО, ОКОПФ и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1  ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 32 800 000,00 рублей.

Таким образом, требование ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе неприменимо при проведении данной закупки.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:

а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов;

з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов;

и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе;

2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

4) в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);

6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлен перечень документов и информации, которые участник закупки обязан предоставить в составе заявки на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 (п. 1 ч. 1 ст. 31) Закона о контрактной системе в части установления требования о предоставлении таких сведений как бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств и т.д.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

  1. В соответствии с пп. г) ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки является выполнение работ по изготовлению, доставке, монтажу и пуско-наладке оборудования.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно п. 21 Части II «Информационная карта» документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование: «Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки: Свидетельство саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В состав разрешенной деятельности в обязательном порядке должны входить виды работ в соответствии с требованиями Технического задания (Часть IV настоящей конкурсной документации)».

Таким образом, Заказчиком установлено требование об обязательном наличии в составе заявки на участие в конкурсе свидетельства саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно Части IV «Техническое задание» документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: «Наличие у Участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (CРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с указанием в составе документации видов работ) и (или) наличие у Участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (CРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с правом заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору должна быть не меньше суммы, предложенной участником конкурса в своей заявке».

Комиссия УФАС пришла к выводу, что требования, установленные Заказчиком о наличии свидетельства саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства носит противоречивый характер, так как согласно Части II документации о закупке наличие вышеуказанного свидетельства является обязательным в составе конкурсной заявки, но согласно Части IV документации о закупке наличие вышеуказанного свидетельства необязательно в случае предоставления свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (CРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с правом заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления противоречивых требований к составу заявки на участие в конкурсе.

  1. Заявитель в жалобе указал на излишний срок, установленный Заказчиком, для банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно п. 48 Части II «Информационная карта» документации о закупке способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии до 01.06.2016г.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно п. 2.2 Части V «Проект государственного контракта» документации о закупке Срок завершения выполнения работ не позднее 10 декабря 2015г.

Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен срок действиях банковской гарантии в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя об отсутствии в документации о закупке обоснования установления такого срока действия банковской гарантии признан несостоятельным в связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать в документации о закупке такое обоснование.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Согласно п. 51 Части II «Информационная карта» документации о закупке Заказчик имеет право заключения контракта с несколькими участниками закупки в соответствии с частью 10 статьи 34 Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 34 Закона о контрактной системе допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

Предметом закупки является выполнение работ по изготовлению, доставке, монтажу и пуско-наладке оборудования в цехе № 13 по объекту: «Техническое перевооружение опытного производства силоксановых, фторсилоксановых и акрилатных мономеров, 3,4-полиизопрена; низкомолекулярных углеводородных каучуков, эпоксиуретановых и акрилатных каучуков, резиновых смесей и герметиков» Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева» (ФГУП «НИИСК»), г. Санкт-Петербург.

Таким образом, предмет настоящей закупки не соответствует условиям, предусмотренным ч. 10 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 10 ст. 34 Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указывает на неверное обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно Части III «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации о закупке начальная (максимальная) цена государственного контракта сформирована на основании проектно-сметного метода:

Общая стоимость работ по изготовлению, поставке, монтажу оборудования:

п/п

Наименование локального сметного расчета

Стоимость (рублей)
с НДС 18%

1

Стоимость изготовления, доставки и монтажа оборудования (Локальная смета № 1)

30 463 625,91

2

Пуско-наладочные работы (Локальная смета № 2)

2 336 566,25

 

ИТОГО

32 800 192,16

Локальные сметы №1 и №2 представлены в виде отдельного файла к конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, Заказчиком установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22 и ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно Части VI «Форма заявки на участие в конкурсе и примерные образцы форм, входящие в ее состав, предлагаемые для заполнения участниками закупки» документации о закупке Заказчиком установлено требование о декларировании участником закупки, в том числе, следующих сведений:

4) отсутствует в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информация, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, (лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа - юридического лица);

5) отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ;

Согласно примечанию 1 к форме заявки (Часть VI конкурсной документации) Форма «ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ» является утвержденной и заполняется по всем указанным позициям. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника (за исключением п. 15 Заявки). Участник не вправе убирать задекларированные требования.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Заказчиком установлено требование о декларировании участником закупки отсутствия сведений в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе не в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.

  1. В жалобе Заявитель указал на отсутствие в составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, проектной документации.

Согласно п. 1.10 Части IV документации о закупке исходные данные: проект «Техническое перевооружение опытного производства силоксановых, фторсилоксановых и акрилатных мономеров, 3,4-полиизопрена; низкомолекулярных углеводородных каучуков, эпоксиуретановых и акрилатных каучуков, резиновых смесей и герметиков» Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева» (ФГУП «НИИСК»), г. Санкт-Петербург».

Согласно пояснениям Заказчика часть проектной документации носит гриф «Секретно», для ознакомления с которой требуется лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, согласно пояснениям Заказчика проектная документация не может быть опубликована на официальном сайте в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе после даты размещения извещения о проведении открытого конкурса заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. При этом конкурсная документация предоставляется в форме документа на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если данная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в извещении о проведении открытого конкурса, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа. Размер данной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы, за исключением платы, которая может взиматься за предоставление конкурсной документации на электронном носителе.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, размещенная на официальном сайте, должна соответствовать полностью конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц.

Согласно п. 28 Части II документации о закупке порядок предоставления: после даты размещения извещения о проведении закупки заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу документацию в порядке, указанном в извещении о проведении закупки. При этом документация предоставляется в форме документа на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление документации, если данная плата установлена и указание об этом содержится в извещении о проведении закупки.

Заказчиком на заседание Комиссии УФАС представлена справка от 09.09.2015 № 013-1829, согласно которой: «Объекту присвоен гриф «Секретно». Для ознакомления командированных лиц с документом необходимо иметь справку о допуске по третьей форме и предписание на выполнение задания».

Таким образом, Комиссия УФАС установила, что Заказчиком не размещена на официальном сайте проектная документация в полном объеме.

Кроме того, исходя из пояснений Заказчика следует, что конкурсная документация не может быть предоставлена любому заинтересованному лицу, а также документация, размещенная на официальном сайте, не может соответствовать документации, которая предоставляется заинтересованному лицу по письменному запросу.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 4, 5 ст. 50 Закона о контрактной системе, а жалоба признана обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. 

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее – Перечень) Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме в случае выбора Кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) <45> (кроме кода <45.12>).

Согласно извещению о проведении закупки № 0572100003615000007 Заказчиком установлен ОКПД 45.34.32.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе в части неправильного выбора способа закупки.

  1. Исходя из пояснений Заказчика, в состав конкурсной документации включены сведения, составляющие государственную тайну.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Закона о контрактной системе под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 Закона о контрактной системе информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 5 ст. 24, п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе в части неправильного выбора способа закупки.

Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 21, 22, 24, 31, 34, 37, 48, 50, 51, 59, 84, 96, 99, 104, 106, 114 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТД Прогресс» частично обоснованной в части доводов:

- об установлении требований к участникам закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе;

- об установлении противоречивых требований к участникам закупки;

- об установлении требования о возможности Заказчика заключить контракт с несколькими участниками не в соответствии с Законом о контрактной системе;

- об установлении требования о предоставлении сведений участником закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе;

- об отсутствии проектной документации в документации, опубликованной Заказчиком на официальном сайте.

  1. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31, ч. 10 ст. 34, ч. 2 ст. 48, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 50, ч. 5 ст. 51 (п. 1 ч. 1 ст. 31), п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе.

  2. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.