РЕШЕНИЕ от 14 августа 2020 г. по делу № 077/06/57-13366/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
при участии представителей посредством видео-конференц связи:
ГБУ "Г": М. (от 01.02.2020 N 0138-019/21),
ООО "А": Ш. (доверенность от 15.05.2020 N б/н),
рассмотрев жалобы ООО "А" (далее - Заявитель) на действия
ГБУ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подземных пешеходных переходов (Закупки NN 0373200557920000247, 0373200557920000248) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных аукционов.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанных аукционах.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.08.2020 N ПО/45052/20.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколам подведения итогов аукционов в электронной форме от 04.08.2020 заявки ООО "А" отклонены на следующем основании: "п. 1 ч. 6 статьи 69 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и аукционной документацией (п. 16.12.1 и п. 18.2. раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе"), а именно: -в соответствии с аукционной документацией в составе заявки должны быть представлены документы, подтверждающие наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) в соответствии с Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Участником не представлен контракт (договор) генерального подряда, заключенный по результатам проведения закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Вместе с тем, документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, может являться исключительно контракт (договор), где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
В соответствии с извещением о проведении электронных аукционов объектом закупок является выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подземного пешеходного перехода.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу п. 2 (1) приложения 1 к постановлению N 99 при проведение закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей Подтверждением такого опыта являются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в пп. 16.12.1 Информационной карте аукционных документаций установлено требование к участникам закупки о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предмет данной закупки подпадает под п. 2 (1) приложения 1 к постановлению N 99.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно документам, представленным на заседание Комиссии Управления представителем Заказчика, в качестве подтверждения опыта выполнения работ в составе второй части заявки ООО "А" представлены следующие договоры:
- договор субподряда на выполнение строительно-монтажных работ N 32/19-ДП от 25.01.2019, заключенный между ООО "Б" и ООО "А";
- договор субподряда на выполнение строительно-монтажных работ N 1698 ДП от 23.03.2019, заключенный между ООО "Т" и ООО "А".
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что представленные в составе заявки договоры субподряда не могут являться подтверждением опыта выполнения работ, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) предусмотрено подтверждение опыта представлением сведений об исполненном контракте участника закупки, то есть в том случае, когда участник закупки является генеральным подрядчиком, лицом, с которым заказчик подписывает акты выполненных работ. Таким образом, договоры субподряда не могут свидетельствовать о том, что выполненные Заявителем работы в рамках гражданско-правовых отношений с иным участником закупки исполнены в полном объеме и с надлежащим качеством. Так же субподрядчик не имеет опыта по сдаче объекта заказчику и вводу объекта в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Не согласившись с доводами представителя Заказчика, представитель Заявителя, пояснил, что в подтверждение опыта выполнения работ Заявителем посредством электронной площадки представлен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 1698 ДП от 20.03.2019, который в полной мере соответствует требованиям, установленным в п. 2 (1) приложения N 1 к постановлению N 99.
Комиссией Управления принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалоб до 14.08.2020 в 15:00, с целью предоставления возможности представителям Заказчика, Заявителя продемонстрировать состав заявки ООО "А" посредством предоставления скриншотов из личного кабинета на официальном сайте Единой информационной системы и электронной торговой площадки.
После переноса представитель Заявителя представил скриншоты состава заявки из личного кабинета участника закупки на официальном сайте электронной торговой площадке, согласно которым ООО "А" в подтверждение опыта выполнения работ представлен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 1698 ДП от 20.03.2019.
В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком проведена дополнительная проверка на предмет приложенных документов в составе второй части заявки ООО "А" и установлено, что на момент рассмотрения вторых частей заявок, Заявителем в подтверждение опыта, представлен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 1698 ДП от 20.03.2019.
Также представитель Заказчика указал на то, что вышеуказанный договор не соответствует положениям Постановления N 99, поскольку заключен не в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 223-ФЗ.
Вместе с тем представитель Заявителя указал на то, что п. 2 (1) приложения N 1 к Постановлению N 99 не содержит указания на то, что сведения о представленном контракте должны содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 223-ФЗ. Таким образом, на основании вышеизложенного, договор N 1698 ДП от 20.03.2019 в полной мере соответствует положениям п. 2 (1) приложения N 1 к Постановлению N 99.
Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционной комиссией Заказчика принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации, что нарушает ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобы ООО "А" на действия аукционной комиссии ГБУ "Г" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 августа 2020 г. по делу № 077/06/57-13366/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
на основании решения Комиссии от 14.08.2020 по делу N 077/06/57-13366/2020, по итогам рассмотрения жалоб ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подземных пешеходных переходов (Закупки NN 0373200557920000247, 0373200557920000248) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протоколы подведения итогов электронных аукционов (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционах. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционах должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, в том числе, Заявителя, об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционах, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупок, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения от 14.08.2020 по делу N 077/06/57-13366/2020.
5. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедур закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 14.08.2020 по делу N 077/06/57-13366/2020.
6. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 20.09.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 14.08.2020 по делу N 077/06/57-13366/2020 может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.