РЕШЕНИЕ от 6 апреля 2018 г. по делу № 44-1709/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

 

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2018 г. по делу № 44-1709/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Ц" (далее - Заявитель):
ООО "С" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8047-ЭП/18 от 30.03.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений N 33,59 в здании СПб ГБУ "Ц" по адресу: Морская набережная, дом 41, корпус 2, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 Извещение о проведении аукциона размещено 18.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200101318000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 609,88 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске заявке Заявителя по результатам протокола рассмотрения первых частей заявок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.03.2018 N 0372200101318000008-1-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "В заявке указаны неконкретные сведения об объекте закупки, не позволяющие установить эквивалентность товара и не соответствующие инструкции по заполнению заявки:
П.15 "Наличники" в заявке представлены шесть различных изображений товара, которые выпускаются по одному техническому стандарту, но имеют разный тип и материал изготовления.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки: Для каждой товарной позиции в заявке предоставляются сведения и изображение (при наличии) только для одной модификации (разновидности изделия из семейства изделий), которые регламентируются (нормируются) в соответствующих технических стандартах (технических условиях) и предлагаются участниками к поставке.
Таким образом, в заявке следовало предоставить только тот тип товара и его изображение, которое предлагается участником к поставке.
П.34 "Трубы" указаны недостоверные сведения об объекте закупки: "Трубы изготовлены из полипропилена (ПП).Температура начала размягчения труб 60 °С".
Согласно ВСН 370-93 п. 3.3. Температура начала размягчения для труб из НПВХ - 60 °С, ПВД - 90 °С, ПНД - 100 °С, ПП - 120 °С.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Согласно п. 34 "Трубы" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Трубы должны быть изготовлены из полиэтилена (ПЭ)/ полиэтилена высокого давления (ПВД)/ полиэтилена низкого давления (ПНД)/ непластифицированного поливинилхлорида (НПВХ)/ полипропилена (ПП). Коэффициент заполнения труб не менее 1,65. Тип труб: гофрированные или гладкие. Наружный диаметр не менее 20 мм. Температура начала размягчения труб не должна быть ниже 60 °С.".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 34 Приложения N 3 к Техническому заданию указано: "Трубы изготовлены из полипропилена (ПП). Температура начала размягчения труб 60°С".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки (раздел 10 Части III документации о закупке) Заказчиком установлено требование о соответствии товара ВСН 370-93.
В соответствии с п. 3.3 ВСН 370-93 установлено: "Трубы изготавливают гладкими и гофрированными. Гофрированные трубы по сравнению с гладкими имеют в два раза меньшую материалоемкость. Температура начала размягчения для труб из НПВХ - 60 °С, ПВД - 90 °С, ПНД - 100 °С, ПП - 120 °С.".
Таким образом, представленное Заявителем в первой части заявки значение показателя температуры начала размягчения для полипропиленовых труб не в соответствии с ВСН 370-93, требование о соответствии товара которому установлено Заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, требованиям к значениям показателей) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку такую заявку.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участи в аукционе первой части заявки Заявителя.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 9 Части III документации о закупке.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 10.2 раздела 10 Части III документации Заказчиком установлено следующее: "Для каждой товарной позиции в заявке предоставляются сведения и изображение (при наличии) только для одной модификации (разновидности изделия из семейства изделий), которые регламентируются (нормируются) в соответствующих технических стандартах (технических условиях) и предлагаются участниками к поставке.".
Указанное положение инструкции послужило одним из оснований для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Таким образом, Заказчиком в инструкции установлено требование об обязательном указании в первой части заявки на участие в аукционе изображений товаров при наличии таких изображений в нормативно-технической документации.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Следовательно, в соответствии с ч. 4 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки вправе указать в первой части заявки изображение товара. Кроме того, предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Таким образом, установление требования о безусловном наличии в первой части заявки изображения товара в случае, если изображение установлено в нормативно-технической документации, противоречит ч. 4 ст. 66 Закона о контрактной системе, что повлекло в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 
решила:
 1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 апреля 2018 г. по делу N 44-1709/18
 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ


 
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1709/18 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
 1. Заказчику - СПб ГБУ "Ц" - и его аукционной комиссии устранить нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200101318000008;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200101318000008;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении аукциона, приведя их в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372200101318000008 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200101318000008 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы.
3. Оператору электронной площадки - АО "Э":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.