РЕШЕНИЕ от 27 июля 2018 г. по делу № 44-3610/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ от 27 июля 2018 г. по делу № 44-3610/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 74 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "В" (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобу заявителя (вх.N 18554-ЭП/18 от 20.07.2018) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку мебели в Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 74 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200043818000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 182 238,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в закупке Заявителя по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
Согласно 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие втаком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 62 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе, в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться копии учредительных документов участника такого аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для физического лица).
Согласно сведениям протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 19.07.2018, заявка ООО "В" признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующим основаниям:
"В" не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 5 части 2 статьи 62 Закона.
Согласно требованиям пункта 5 ч. 2 ст. 62 и п. 7.6.1. раздела 7 Части I документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии учредительных документов участника такого аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для физического лица).
В соответствии с ч. 3 ст. 89 ГК РФ учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.
Заявка Участника не содержит копию Устава.
Таким образом, участником не представлены документы, указанные в пункте 5 ч. 2 ст. 62 Закона".
В ходе анализа представленного в ходе заседания Комиссии УФАС доступа в личный кабинет Заказчика на сайте оператора электронной площадки установлено, что в составе документов, представленных оператором электронной площадки, отсутствуют учредительные документы в форме устава.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в допуске заявки Заявителя по результатам протокола подведения итогов электронного аукциона.
Доводы жалобы Заявителя в части несоответствия ряда заявок ограничениям, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1072, и необходимостью признания на данном основании этих заявок не соответствующими требованиям не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду наличия следующего требования информационной карты документации о закупке:
"Постановлением N 1072 не установлен порядок подтверждения производства мебели из материалов, страной происхождения которых является РФ или государство - член ЕАЭС. Таким образом, участник закупки может подтвердить использование при производстве мебели материалов из РФ или стран ЕАЭС любым документом по своему усмотрению, например, декларацией или иным документом, подтверждающим происхождение используемых при производстве мебели материалов. Декларирование должно позволять однозначно идентифицировать указанную страну, ответственность за достоверность сведений несет участник закупки".
Следовательно, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются "запрет" на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и "ограничения" допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072), в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 определен перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому товары, определенные в качестве предмета закупки, подпадают по действие вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072, подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, является представление документов:
копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком п. 27 Информационной карты документации о закупке, помимо вышеуказанных правомерных требований к составу второй части заявки установлено следующее:
"Постановлением N 1072 не установлен порядок подтверждения продукции, происходящей из Российской Федерации, таким образом, участник закупки может подтвердить, что страной происхождения товара является Российская Федерация, любым документом по своему усмотрению, например, представить сертификат СТ-1, декларацию или иной документ, подтверждающий российское происхождение товара.
Декларирование страны происхождения поставляемого товара должно позволять однозначно идентифицировать такую страну, ответственность за достоверность сведений несет участник закупки. При декларировании страны происхождения товара участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Декларация о соответствии предлагаемых участником закупки товаров условиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", являющийся приложением N 7 к техническому заданию документации об аукционе. Учитывая, что Законом N 44-ФЗ не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, в случае отсутствия такого документа, но при наличии информации о стране происхождения в составе заявки участника закупки, такая заявка будет признана соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 66 Закона. Согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи страной происхождения товара будет признана страна, предоставленная участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе (в случае отсутствия декларации во второй части заявки, но при наличии такой информации в составе первой части заявки участника закупки).
Заказчиком для пункта 1, 2, 3, 4 технического задания установлены дополнительные требования к участникам закупки: использование при производстве указанных товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к Постановлению N 1072, страной происхождения которых является Российская Федерация (РФ) или государство - член Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Постановлением N 1072 не установлен порядок подтверждения производства мебели из материалов, страной происхождения которых является РФ или государство - член ЕАЭС. Таким образом, участник закупки может подтвердить использование при производстве мебели материалов из РФ или стран ЕАЭС любым документом по своему усмотрению, например, декларацией или иным документом, подтверждающим происхождение используемых при производстве мебели материалов. Декларирование должно позволять однозначно идентифицировать указанную страну, ответственность за достоверность сведений несет участник закупки. При декларировании участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Декларация о соответствии предлагаемых участником закупки товаров условиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (дополнительные требования к участникам закупки", являющийся приложением N 8 к техническому заданию документации об аукционе. Учитывая, что Законом N 44-ФЗ не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о происхождении используемых при производстве мебели материалов, в случае отсутствия такого документа, но при наличии такой информации в составе заявки участника закупки, такая заявка будет признана соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 66 Закона. Согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи страной происхождения используемых при производстве мебели материалов будет признана страна, предоставленная участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе (в случае отсутствия декларации во второй части заявки, но при наличии такой информации в составе первой части заявки участника закупки)".
Вместе с тем, возможность установления данных оговорок не предусмотрена постановлением Правительства N 1072, в связи с чем, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:
1. Признать жалобу ООО "В" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.