РЕШЕНИЕ от 8 мая 2018 г. по делу N 44-2444/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2018 г. по делу N 44-2444/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "У" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "РА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 11181-ЭП/18 от 27.04.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на строительство газопровода до границы садоводческого некоммерческого товарищества "РБ" (извещение номер 0372200006918000033) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006918000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 502 729,64 рублей.
В жалобе ООО "РА" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 1 от 18 апреля 2018 г. Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"- П.21 "Лента сигнальная", сведения представленные участником: "21.4 Цвет Желтый", в то время, как аукционной документацией в графе "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться" требовалось "должен быть желтый".
- П.33 "Смесь газонная", сведения представленные участником: "33.20 Расход газонной смеси на 1 м2 засеваемой площади 45 г", "33.14 Содержание в смеси семян костры безостогой 40%", "33.5 Расход костры безостогой на 1 м2 засеваемой площади 13,5 г", данные сведения являются недостоверными, т.к. при содержании в смеси семян костры безостогой 40% расход этих семян к общей массе должен составлять 18 г, а участником указано значение 13,5 г.
- П. 29 "Бетонная смесь заданного качества ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010", сведения представленные участником: "29.4 Марка бетона по морозостойкости "F2100" "29.5 "щебень из гравия". Данные сведения являются недостоверными, так как в соответствии ГОСТ 26633-2015 при проектных требованиях к бетону марки по морозостойкости F1200 (F2100) и выше должен применяться крупный заполнитель из изверженных и метаморфических пород с водопоглощением не более 1,0%, из осадочных пород - с водопоглощением не более 2,5%".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному вданной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в такомаукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, по-зволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об аукционе.
К товару по позиции 21 "Лента сигнальная" Заказчиком установлено требование: "Цвет должен быть желтый". Данный показатель установлен в столбце "Показатели, (характери-стики) значе-ния которых не могут из-меняться".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, по-зволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об аукционе.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"В описании товаров, в соответствии с Приложением N 3 к Техническому заданию документации об аукционе, содержащих требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:
- столбец 6 показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
- столбец 7 показатели, для которых указаны варианты значений;
- столбец 8,9 показатели, которые определяются диапазоном значений с указанием требования к значению нижней границы диапазона и требования к значению верхней границы
- столбец 10 показатели, значения которых не могут изменяться;
Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
- по первому виду показателей (столбец 6) участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
- по второму виду показателей (столбец 7) участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
- по третьему виду показателей (столбец 8, 9) участник указывает конкретные значения показателя нижней границы диапазона и конкретные значения показателя верхней границы диапазона;
- по четвертому виду показателей (столбец 10) участник закупки указывает значение, установленное заказчиком без изменений...".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что участником представлено значение показателя без слов "должен быть", что противоречит вышеуказанным положениям инструкции по заполнению первой части заявки.
Таким образом, основанием для отказа в допуске заявки явилась форма предоставления сведений о конкретных показателях товара, а именно использование ряда слов.
Иными словами, самой по себе форме подачи заявки Заказчиком (его аукционной комиссией) придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути); посредством смысловой интерпретации заказчиком указанной в заявке отдельной фразы искажается смысловая нагрузка содержания заявки в целом (в единстве всех ее частей), утрачивается должное восприятие действительной воли участника аукциона, его готовности поставить заказчику продукцию, в полной мере удовлетворяющую его потребностям, в соответствии с указанными им же нормативно-техническими требованиями.
Такая трактовка противоречит не только положениям ст. ст. 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
2. К товару по позиции 33 "Смесь газонная" Заказчиком установлены требования: "Расход костры безостогой на 1 м2 засеваемой площади не менее 10 г. Содержание в смеси семян костры безостогой не более 60%. Расход газонной смеси на 1 м2 засеваемой площади не более 50 г".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристик: "Расход костры безостогой на 1 м2 засеваемой площади 13,5 г. Содержание в смеси семян костры безостогой 40%. Расход газонной смеси на 1 м2 засеваемой площади 45 г".
Данные значения соответствуют требованиям Заказчика, в том числе требованиям инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик указывает, что значения вышеуказанных показателей рассчитываются по определенной формуле и в результате таких вычислений аукционная комиссия пришла к выводам о недостоверности сведений.
При этом из содержания документации об аукционе не следует, что участник закупки в пределах установленных Заказчиком показателей должен производить какие-либо арифметические действия.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
3. К товару по позиции 29 "Бетонная смесь заданного качества ГОСТ 26633-2015 ГОСТ 7473-2010" Заказчиком установлены требования: "Марка бетона по морозостойкости "F2100" или "F1150" или "F1200". Вид крупного заполнителя "щебень из изверженных пород" или "щебень из гравия" или "щебень из изверженных и метаморфических пород".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристик: "Марка бетона по морозостойкости "F2100". Вид крупного заполнителя "щебень из гравия".
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым указанные Заявителем сведения противоречаь п. 4.7.13 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", в соответствии с которым при проектных требованиях к бетону марки по морозостойкости F1200 (F2100) и выше должен применяться крупный заполнитель из изверженных и метаморфических пород с водопоглощением не более 1,0%, из осадочных пород - с водопоглощением не более 2,5%.
При этом п. 4.7.5 данного государственного стандарта установлено, что в качестве крупных заполнителей для бетонов следует применять щебень, щебень из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267, щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424, щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии по ГОСТ 5578, щебень из дробленого бетона и железобетона по ГОСТ 32495, щебень из шлаков ТЭЦ по ГОСТ 26644. Средняя плотность крупного заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 3000 кг/м3 включительно.
Согласно п. п. 4.1 - 4.2 стандарта его требования следует соблюдать при разработке проектной и технологической документации на сборные бетонные и железобетонные изделия и монолитные конструкции, разработке новых и пересмотре действующих стандартов и технических условий.
Бетоны следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также стандартов и технических условий на изделия и конструкции конкретных видов, утвержденных в установленном порядке.
Приведенная представителем Заказчика ссылка на п. 4.7.13 стандарта не может однозначно свидетельствовать о предоставлении участником недостоверных сведений, поскольку она регламентирует характеристики бетона при формировании проектных требованиях к нему, однако данный пункт не свидетельствует о невозможности использования иного типа крупного заполнителя (п. п. 4.2 и 4.7.5 стандарта).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:
1. Признать жалобу ООО "РА" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.


Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.