РЕШЕНИЕ от 19 ноября 2019 г. по делу № 19/44/105/3058 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "С" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, конкурсной комиссией ФГБОУ ВО "С" (далее - Конкурсная комиссия),АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации учебного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100021319000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным в Конкурсной документации неправомерно установлены требования о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, поскольку в соответствии с Законом о контрактной системе указанные документы направляются Оператору электронной площадки;
2. В проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3. В проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.10.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 253 316 841 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2019;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным в Конкурсной документации неправомерно установлены требования о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, поскольку указанные документы направляются Оператору электронной площадки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики(подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно части 7 статьи 56.1 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 34 информационной карты Конкурсной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе следующее: "Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиков, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 2.9 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "в случае, если Контракт будет заключен с физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом сумма, подлежащая уплате такому лицу, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Государственным заказчиком".
Таким образом, в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлено вышеуказанное положение, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемогов случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Изучив проект контракта Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в проекте контракта Конкурсной документации размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных проектом государственного контракта документации об Аукционе, не противоречат Постановлению N 1042 и Закону о контрактной системе, поскольку расчет суммы штрафов устанавливается в зависимости от цены, по которой заключается государственный контракт.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 31, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о том, что подача заявок осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС;
- части 8 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации размера штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;
- части 13 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации условий, включаемых в государственные контракты при казначейском сопровождении целевых средств
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, а также ненадлежащего требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, ненадлежащие требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации, а также при заключении контракта устранить вышеуказанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 8, 13 статьи 34, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2019 г. N 6, ул по делу N 19/44/105/3057
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "С" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, конкурсной комиссией ФГБОУ ВО "С" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации учебного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100021319000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом размещена графическая часть проектной документации;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.10.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 253 316 841 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2019;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом размещена графическая часть проектной документации, поскольку в ЕИС файлы размещены в нечитаемом виде, что ограничивает возможность для ознакомления с информацией и сведениями, содержащимися в указанных файлах.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации учебного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б.
Согласно письменным пояснениям представителей Уполномоченного органа проектная документация, включая графическую часть, в том числе схемы экспликации полов, ведомости отделки интерьеров, экспликация помещений размещены в ЕИС надлежащим образом. При этом указанные файлы не зашифрованы, имеют открытый формат, позволяющий потенциальным участникам закупки ознакомиться с содержанием указанных файлов без дополнительных программных или технологических средств.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом размещена графическая часть проектной документации, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках исполнения контракта необходимо, в том числе выполнить корректировку рабочей документации, неотраженной в сводном сметном расчете.
На заседании Комиссии установлено, что техническим заданием Конкурсной документации предусмотрена, в том числе корректировка рабочей документации.
При этом согласно письменным пояснениям представителя Уполномоченного органа корректировка рабочей документации выполняется в случае изменения технических условий энергоснабжающих организаций, изменения нормативно-правовой и технической базы, в случае изменений, вносимых в постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а также в связи с необходимостью ввода объекта в эксплуатацию.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 31, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о том, что подача заявок осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС;
- части 8 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации размера штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;
- части 13 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации условий, включаемых в государственные контракты при казначейском сопровождении целевых средств
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, а также ненадлежащего требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, ненадлежащие требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации, а также при заключении контракта устранить вышеуказанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 8, 13 статьи 34, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2019 г. N 6, ул по делу N 19/44/105/3056
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "С" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, конкурсной комиссией ФГБОУ ВО "С" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации учебного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100021319000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса.
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.10.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 253 316 841 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2019;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 34 информационной карты Конкурсной документации установлено, что первая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии) - Форма N 1".
Приложением N 1 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, в том числе, к товарам:
-"Труба стальная водогазопроводная": "Толщина цинкового покрытия не менее 30 мкм";
-"Автоматический выключатель 16А": "Диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников 1,0...4,0 мм2", "Ток мгновенного расцепления свыше 80 до 160 А" и к другим.
Кроме того, по ряду товаров Приложением N 1 к техническому заданию Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к описанию показателей товара участниками закупки в своих заявках, противоречащие положениям инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция) и ГОСТ. Например, по позиции N 3 "Автоматический выключатель 6А" установлены, в том числе, следующее требование - "Крепление осуществляется на стену или DIN-рейку".
Из жалобы Заявителя следует, сведения в отношении крепления автоматического выключателя не предусмотрены ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что по позиции N 10 "Автоматический выключатель 16А" установлены, в том числе, следующие требования - "Ток мгновенного расцепления свыше 80 до 160 А".
В соответствии с ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" ток мгновенного расцепления представляет собой минимальное значение тока, вызывающее автоматическое срабатывание выключателя без преднамеренной выдержки времени, то есть определяется конкретным числовым значением.
В соответствии с Инструкцией в случае, если в техническом задании установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей исключительно (в том числе использованы слова, символы "свыше", "более", "выше", "ниже", "менее", "..."), участник закупки представляет сведения без использования вышеуказанных слов и (или) словосочетаний для таких показателей.
Таким образом, согласно положениям Инструкции, по данному показателю участникам закупки необходимо предоставить диапазон значений в виде максимального и минимального значения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Конкурсе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в Конкурсной документации, так и значения, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, Приложением N 1 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования, в том числе к товарам "Унитаз", "Автоматический выключатель 16А", "Кран шаровой", "Умывальник", не отраженным в сметной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений, противоречащих ГОСТ и других, не предусмотренных частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
При этом, представители Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что в Конкурсной документации в отношении вышеуказанных товаров требования установлены ошибочно, в связи с чем при рассмотрении заявок участников закупки сведения о конкретных показателях вышеуказанных товаров не будут учитываться Конкурсной комиссией на предмет соответствия требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса, поскольку проектная документация, а также часть работ, подлежащих выполнению в рамках государственного контракта по настоящему Конкурсу, относятся к иной закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком от 12.09.2018 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации лабораторного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б, (далее - Аукцион), по результатам которого заключен государственный контракт N 3610500685019000008.
Согласно письменным пояснениям представителей Уполномоченного органа на объект, подлежащий реконструкции в рамках настоящего Конкурса, а также на объект, подлежащий реконструкции в рамках Аукциона, составлена единая проектная документация.
При этом представители Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что согласно сводному сметному расчету на реконструкцию с элементами реставрации учебного корпуса N 6 работы, подлежащие выполнению по Конкурсу, отличаются от работ, подлежащих выполнению по ранее заключенному государственному контракту.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 31, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о том, что подача заявок осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС;
- части 8 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации размера штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;
- части 13 статьи 34, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации условий, включаемых в государственные контракты при казначейском сопровождении целевых средств
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, а также ненадлежащего требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе, ненадлежащие требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации, а также при заключении контракта устранить вышеуказанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 8, 13 статьи 34, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3013 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.