РЕШЕНИЕ от 22 января 2018 г. по делу № 44-316/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2018 г. по делу № 44-316/18  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "У" (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ИП З. (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 814-ЭП/18 от 15.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений общежитий (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 29.12.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100005517000013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 140 101,70 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, документацией о закупке установлен ненадлежащий порядок предоставления сведений в первой части заявки участников закупки в части положений инструкции:
"в случае установления требования к значению показателя в Приложении N 3 к настоящему Техническому заданию с применением слов/знаков "или", "и/или", "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, при указании марки товара) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", "/" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя";
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что представленные требования не носят противоречивый характер, поскольку требование об указании одного из альтернативных значений показателя не противоречит положению, что каждое из выбранных значений удовлетворяет потребностям Заказчика.
Согласно доводам жалобы Заявителя, документацией о закупке установлен ненадлежащий порядок предоставления сведений в первой части заявки участников закупки в части положений инструкции:
"в случае установления в Приложении N 3 к настоящему Техническому заданию соответствующего требования к конкретному значению показателя товара в форме нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием слов или словосочетаний, таких как: "диапазон", "границы значений" "в границах значений" и перед числовым значением показателя которого используется слово "не шире", а также в совокупности применения при описании характеристики товара условныхобозначений (дефис /троеточие): "-", "...", участник закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе должен предоставить конкретные значения границ диапазона, то есть минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть больше значения установленного в Приложении N 2 к настоящему Техническому заданию, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть меньше значения установленного в Приложении N 2 к настоящему Техническому заданию. Указанные участником минимальное и максимальное значения границ диапазона не могут быть одновременно равны значениям, установленным в требованиях к числовым значениям границ диапазона, определенных Приложением N 2 к Техническому заданию. Использование словосочетания "не шире" в данном случае в составе заявки не допускается".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что положения инструкции "должно быть равно или быть больше значения", "должно быть равным или быть меньше значения", "Указанные участником минимальное и максимальное значения границ диапазона не могут быть одновременно равны значениям, установленным в требованиях" так же не носит противоречивый характер, ввиду наличия слова "одновременно".
Доводы жалобы Заявителя в части наличия иных противоречивых требований в инструкции по заполнению заявки не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Доводы жалобы Заявителя в части порядка предоставления сведений о конкретных показателях товаров, сопровождаемых словами и символами, не урегулированными положениями инструкции по заполнению заявки не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду наличия следующего положения:
"Во всех иных случаях требования к показателям товаров в Приложении N 3 к настоящему Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный перечень положений инструкции по заполнению заявки позволяет представить надлежащее предложение по объекту закупки, соответствующее требованиям документации о закупке.
Следовательно, данные доводы жалобы признаются необоснованными.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Доводы жалобы Заявителя в части необъективных требований к товару по позиции N 1 "Порошок для чистки ковров тип 35" не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия данной позиции в составе документации о закупке.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, а так же требований с "заведомо увеличенным интервалом значений" согласно доводам 16, 35, 38, 81, 82 жалобы.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара: "Чистящий порошок: Показатель скользкости средства 0,1 +/- 0,01. и т.д.".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе.
Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 3 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 36, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:
Признать жалобу ИП З. необоснованной.


Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.