РЕШЕНИЕ от 27 марта 2020 г. по делу № 077/06/57-5494/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.,
при участии представителя ФГБУ "Н" Минздрава России: У. (доверенность от 12.03.2020 Nб/н),
в отсутствие представителей ООО "СА", уведомлены письмом Московского УФАС России от 25.03.2020 N АК/15502/20,
рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Н" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию вытяжных установок, приточных систем, компрессорно-конденсаторного блока, с проведением мероприятий по дезинфекции и очистке систем вентиляции для нужд ФГБУ "Н" Минздрава России (Закупка N 0362100034220000079) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным закономот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки приопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.03.2020 N АК/15502/20 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии и эпидемиологии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является Оказание услуг по техническому обслуживанию вытяжных установок, приточных систем, компрессорно-конденсаторного блока, с проведением мероприятий по дезинфекции и очистке систем вентиляции для нужд ФГБУ "Н" Минздрава России.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно п. 46 ч. 1 Закона о лицензировании лицензированию подлежит, в частности, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СБ").
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СБ"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
При этом пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В пунктах 3 - 5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.
Также из письма ФАС России от 24.01.2018 N АК/4353/18 следует, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ относится к виду деятельности "Деятельность по обслуживанию зданий и территорий" (подкласс 81.29.11 класс 81 раздела "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги") и не является лицензируемым видом деятельности.
Одновременно с этим позиция ФАС России, изложенная в письме от 26.11.2018 N АЦ/96117/18, основана на понятии дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий в зависимости от сферы проведения таких работ в рамках медицинской деятельности или вне рамках оказания медицинской помощи, что является ключевым фактором в определении необходимости наличия у исполнителя лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ.В названном письме ФАС России отмечает, что при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии, предусмотренной Законом о лицензировании и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории Инновационного Центра "СБ")" отсутствует.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2018 N 27-3/3008543-81, от 26.03.2018 N 27-3/10/2-1825.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в своем письме от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" указывает на то, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, не являются медицинской услугой и медицинской помощью, но, с другой стороны, "являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность". Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии, а именно мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и в соответствии с Законом о лицензировании является лицензируемым видом медицинской деятельности".
Согласно позиции Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенной в письме от 26.03.2018 N 27-3/10/2-1875, в целях осуществления работ (услуг) в сфере дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являющимися медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил доказательств, что услуги, включенные в объект закупки, оказываются в рамках оказания медицинской помощи, а также не представил обоснования правомерности установления требования к участникам закупки о наличии лицензии и о предоставлении ее в составе второй части заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к трудовым ресурсам в п. 10 технической части аукционной документации, а именно:
пп. 3 "Необходимо постоянное присутствие с 9.00 до 17.00 инженеров, в количестве 2 (двух) человек".
пп. 21 "Рабочая группа, определенная исполнителем для выполнения работ в рамках заключенного по результатам данной закупки контракта, должна иметь средний квалифицированный медицинский и врачебный персонал, включающий:
- медицинского дезинфектора, прошедшего профессиональную подготовку медицинского дезинфектора;
- инструктора-дезинфектора, имеющего среднее медицинское образование по специальности "Медико-санитарное дело", прошедший своевременное обучение на курсах повышения квалификации (1 раз в 5 лет);
- врача-дезинфектолога и врача эпидемиолога, имеющих высшее медицинское образование, прошедших послевузовскую подготовку или специализацию по специальности "Эпидемиология", закончивших курсы повышения квалификации по специальности "Эпидемиология" (1 раз в 5 лет);
- инженерно-технический персонал, обученный безопасным методам и приемам труда и прошедшим проверку знания по правилам пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, правилам электробезопасности, при обслуживании электрооборудования напряжением до 1000 В и иных правил безопасности".
П.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованияк деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к медицинскому персоналу исполнителя связаны необходимостью срочного реагирования при возникновении внештатных ситуаций, а также осуществлением услуг в рамках медицинской деятельности.
Вместе с тем, с учетом неправомерности установления Заказчиком требования к участникам закупки об обладании последними действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии и эпидемиологии, Заказчик не наделен правом установления требований к исполнителю о привлечении к исполнению обязательств по контракту медицинского персонала.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" на действия ФГБУ "Н" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.