РЕШЕНИЕ от 16 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/870 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/870 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик), ФГБУ "С" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "А" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту капитального строительства "Реконструкция комплекса зданий ФГБУ "С" в целях размещения лаборатории соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., д. 13" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0360100020518000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены условия о сроках оплаты выполненных работ;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 100 255 570 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены условия о сроках оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что раздел 3 "Порядок и сроки оплаты работ" проекта государственного контракта документации об Аукционе, размещенной в ЕИС 18.06.2018, не содержит положений о сроках оплаты выполненных работ.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, актуальная редакция которой размещена Заказчиком в ЕИС 09.07.2018, согласно которым, в пункте 3.3 раздела 3 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрено, что оплата работ, выполненных в отчетном месяце, в предусмотренном Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) размере осуществляется в течение 30-ти календарных дней (за исключением оплаты за последний отчетный месяц каждого этапа исполнения Контракта) с даты подписания Сторонами Контракта Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании предоставленных Подрядчиком счета, счета - фактуры (предоставляется, если Подрядчик является плательщиком НДС); оплата работ, выполненных в последнем отчетном месяце каждого отдельного этапа исполнения Контракта, в предусмотренном Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) размере осуществляется в течение 12-ти календарных дней с даты подписания Сторонами Контракта Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании предоставленных Подрядчиком счета, счета - фактуры (предоставляется, если Подрядчик является плательщиком НДС).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте государственного контракта документации об Аукционе, действующей на момент подачи Заявителем жалобы, условий о сроках оплаты выполнения работ, нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе, Заказчиком устранено.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (далее - Типовые условия).
Пунктом 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (ред. от 07.10.2017) установлена обязанность подрядчик "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что пунктом 24.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика привлечь к исполнению обязательств по контракту в качестве субподрядчиков, соисполнителей организации из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ по контракту, выполняемый такими субподрядчиками, соисполнителями должен составлять 30% (тридцать) от цены контракта, что соответствует требованиям Типовых условий.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
При этом, согласно пункту 6.1.44 проекта государственного контракта документации об Аукциона: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" самостоятельно без привлечения других лиц выполнить конкретные виды и объемы работ, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% цены контракта".
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата проведения Аукциона - 25.07.2018.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной в части не установления Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе условий о сроках оплаты выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.07.2018 по делу N 18/44/105/870 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.