Решение по делу К–225/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–225/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

25.02.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Строй-Сити» (далее – Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем в административном здании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000092) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе не установлено количество товара, что не позволяет установить объем оказываемых услуг участниками закупки.

2. В извещении о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлены на нерабочий день, а именно, 21.02.2016.

3. Инструкция по заполнению первых частей заявки в документации об Аукционе содержит разночтение следующих значений: «Значение «меньше, чем», например, «10», значит участник закупки должен указать значение 9 и ниже; Значение «больше, чем», например, «3», значит участник закупки должен указать значение 3 и выше; «не больше» («не более») –данное выражение означает меньше или равно; «не меньше» («не менее», «не хуже») - данное выражение означает больше или равно».

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 28.12.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 998 820,08 рублей;

4) дата проведения Аукциона – 17.03.2016.

 

1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе в приложении № 1 к Техническому заданию, не установлено количество товаров, используемых при выполнении работ и оказании услуг, таких как: Дюбель. Тип. 1, Дюбель. Тип. 2, Дюбель. Тип. 3, Короб электротехнический. Тип. 1, Короб электротехнический. Тип. 2, Короб электротехнический. Тип. 3, Короб электротехнический. Тип. 4, Короб электротехнический. Тип. 5, Короб электротехнический. Тип. 6, Воздухоотводы, Решетки, Сжимы ответвительные, Теплоизоляция, Фильтры и тд.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что предметом Аукциона является выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем. Техническое задание документации об Аукционе содержит объем выполняемых работ в разделах 8.1 – 8.6 Технического задания Документации об Аукционе (в редакции от 17.02.2016).

При этом на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод жалобы, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок установлена на нерабочий день, а именно, на 21.02.2016.

На заседании Комиссии, установлено, что в изменении извещения о проведении электронного аукциона от 05.02.2016 № ИИ2 (недействующая редакция) (далее – Извещение) дата окончания срока подачи заявок установлена 21.02.2016.

Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе 05.02.2016, следовательно, срок окончания подачи заявок Заказчиком установлен по истечении пятнадцати дней.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе от 17.02.2016, а также продлен срок окончания подачи заявок до 04.03.2016.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На заседании Комиссии, установлено, что инструкция по заполнению первых частей содержит противоречивые требования к «Значение «меньше, чем», например, «10», значит участник закупки должен указать значение 9 и ниже; Значение «больше, чем», например, «3», значит участник закупки должен указать значение 3 и выше; «не больше» («не более») –данное выражение означает меньше или равно; «не меньше» («не менее», «не хуже») - данное выражение означает больше или равно», «больше» («более», «лучше») –данное выражение означает больше данного значения, не включая само значение; «меньше» («менее») - данное выражение означает меньше данного значения, не включая само значение.

Таким образом, инструкция содержит противоречивые требования по заполнению заявки, в связи с чем, довод заявителя является обоснованным.

В рамках внеплановой проверки Комиссией также выявлено, что в инструкции по заполнению первых частей заявки указан перечень ГОСТ, которым должны соответствовать товары, используемые при выполнении работ: ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия», ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия», ГОСТ 10503-71 «Краски масляные, готовые к применению. Технические условия», ГОСТ 6617-76 «Битумы нефтяные строительные. Технические условия», ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия», ГОСТ 1144-80 «Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры», ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)», ГОСТ 1412-85 «Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки», ГОСТ 13344-79 «Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия», ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды», ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия», ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия», ГОСТ 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия», ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». ГОСТ 17379-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Заглушки эллиптические. Конструкция», ГОСТ 17380-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия», ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», ГОСТ 14254-96 «» Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP), ГОСТ 11650-80 «Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры», ГОСТ 10618-80 «Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия», ГОСТ 11652-80 «Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры», ГОСТ 19191-73 «Талрепы с автоматическим стопорением. Технические условия», ГОСТ Р 9.316-2006 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля», ГОСТ 3070-88 «Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6•19 (1+6+12) +1 о.с. Сортамент», ГОСТ 7372-79 «Проволока стальная канатная. Технические условия», ГОСТ 20458-89 «Смазка ТОРСИОЛ-55. Технические условия», ГОСТ 15037-69 «Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов. Технические условия», ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия», ГОСТ 17376-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция», ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия», ГОСТ 3640-94 «Цинк. Технические условия», ГОСТ 1050-2013 «Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия», ГОСТ 535-2005 «Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия», ГОСТ 1146-80 «Шурупы с полупотайной головкой. Конструкция и размеры», ГОСТ 1145-80 «Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры», ГОСТ 1147-80 «Шурупы. Общие технические условия», ГОСТ 12820-80 «Фланцы стальные плоские приварные на Ру от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см2). Конструкция и размеры», ГОСТ 12816-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см2). Общие технические требования», ГОСТ 12815-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см кв.). Типы. Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей», ГОСТ 481-80 «Паронит и прокладки из него. Технические условия», ГОСТ 15180-86 «Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры», ГОСТ 21150-87 «Смазка ЛИТОЛ-24. Технические условия», ГОСТ 5152-84 «Набивки сальниковые. Технические условия», ГОСТ 8338-75 «Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры», ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия», ГОСТ 22483-2012 «Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров», ГОСТ 23286-78 «Кабели, провода и шнуры. Нормы толщин изоляции, оболочек и испытаний напряжением», ГОСТ Р 53402-2009 «Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний», ГОСТ 9698-86 «Задвижки. Основные параметры», ГОСТ 5762-2002 «Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более РN 250. Общие технические условия», ГОСТ Р 54808-2011 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов», ГОСТ 26349-84 «Соединения трубопроводов и арматура. Давления номинальные. Ряды», ОСТ 26.260.460-99 «Бобышки, пробки и прокладки. Конструкция, размеры и общие технические требования», ГОСТ 356-80 «Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные пробные и рабочие. Ряды», ГОСТ 6527-68 «Концы муфтовые с трубной цилиндрической резьбой. Размеры», ГОСТ 3326-86 «Клапаны запорные, клапаны и затворы обратные. Строительные длины», ГОСТ Р 54808-2011 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов», ГОСТ Р 53402-2009 «Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний», ГОСТ 2405-88 «Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия», ГОСТ 28338-89 «Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды», ГОСТ Р 54429-2011 «Кабели связи симметричные для цифровых систем передачи. Общие технические условия», ГОСТ EIC 60811-1-4-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 1-4. Методы общего применения. Испытание при низкой температуре», ГОСТ 1412-85 «Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки».

Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при оказании услуг.

Кроме того, инструкция по заполнению первых частей заявки устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров.

Например, «Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NаOH не более 0,1%, Предел прочности при 20°С не более 1100(11,0) Па(гс/ см2), Предел прочности после разрушения, восстановления в течении 3 суток от 200 до 2000 (от 2 до 20) Па (гс/см2), Трубы выдерживают гидравлическое давление не менее 25 кгс/см2», Температура хрупкости менее -20°С, Температура размягчения в диапазоне 160-190 °С.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, а также требования, установленные в инструкции по заполнению первых частей заявки являются избыточными.

Кроме того, инструкция по заполнению первых частей заявки содержит следующие положения: «Конкретные показатели, характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала) используемого при выполнении работ. Требуется указать показатели и характеристики каждого вида материалов применяемых для производства работ в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком. В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ наименований товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, в поле «Значение, предлагаемое участником» Приложения №1 к Техническому заданию в обязательном порядке, ставится прочерк либо «не нормируется».

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первых частей заявки не регламентирует в каких случаях, по каким позициям товаров и каким характеристикам товаров участникам закупки возможно указать в первой части заявки, в разделе «Значение, предлагаемое участником» прочерк, либо «не нормируется».

Кроме того, согласно инструкции по заполнению первых частей заявок нужно дать конкретный показатель, при этом в отношении некоторых позиций товара, невозможно определить конкретный показатель, например, «Стойкость кабелей к воздействию относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды до +35 °С, Допустимая температура перемещаемого воздуха от -40 до +70 °С».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Строй-Сити» обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 25.02.2016 по делу № К-225/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.