РЕШЕНИЕ от 21 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1065 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1065 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия Службы капитального строительства Республики Крым (далее - Заказчик), Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган), при проведении АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключение государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000418000448) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольнойслужбы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)


установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации одновременно в областях архитектурного проектирования, инженерных изысканий и строительства;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом размещено в ЕИС задание на проектирование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 563);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, которая вводит участников закупки в заблуждение.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено неправомерное требование об указании участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, которые по своему функциональному назначению не относятся к объекту закупки;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 410 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.08.2018;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 24.08.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации одновременно в областях архитектурного проектирования, инженерных изысканий и строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 2 раздела II документации об Аукционе установлено, что для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с пунктом 1.1 раздела II.II документации об Аукционе и законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляются выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного документацией об Аукционе, в эксплуатацию, участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен является членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями ГрК РФ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом размещено в ЕИС задание на проектирование, предусмотренное Постановлением Правительства N 563, а именно форма задания на проектирование не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.03.2018 N 125/ПР "Об утверждении типовой формы задания на проектирования объекта капитального строительства и требований к его подготовке".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Постановлением Правительства N 563 установлен порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Пунктом 2 правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства N 563, установлено, что контракт заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии заключения по результатам проведенного в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, а также решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства N 563 установлено, что подготовка обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в целях заключения контракта не требуется в случае, если в отношении инвестиционного проекта проведен публичный технологический и ценовой аудит крупного инвестиционного проекта с государственным участием в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 382).
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что в отношении объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом получено положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестиционного проекта от 07.03.2017 N 209-17/ГГЭ-11075/07, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое, в свою очередь размещено Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС и соответствует требованиям Постановления Правительства N 382 и форме, утвержденной приложением N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2004 N 49/ПР "Об утверждении формы заключения о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов и формы сводного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов", действовавших на момент выдачи указанного заключения.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя нав жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), которая вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкцией установлено, что конкретные показатели товаров, подлежащие указанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, установлены в приложении N 1 к документации об Аукционе, при этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные показатели товаров содержатся в приложении N 3 к документации об Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что вышеуказанное разночтение является технической ошибкой, при этом при формировании заявки участнику закупки необходимо руководствоваться приложением N 3 к документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное разночтение в отношении наименования приложения к документации об Аукционе, содержащего исчерпывающий перечень товаров, конкретные показатели которых подлежат указанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, вводит участников закупки в заблуждение и может повлечь ненадлежащее заполнение заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, пунктами NN 55, 56, 57, 60 технического задания документации об Аукционе к товарам "Кабели" установлено, в том числе, следующее требование: "Цвет изоляции жил кабеля: натуральный или серый, коричневый или синий, зеленый-желтый или черный", а также установлено требование о соответствии вышеуказанного товара ГОСТ 31996-2012.
Инструкцией установлено, что, в случае, если значения показателя товара разделены знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение показателя должно быть конкретизировано.
ГОСТ 31996-2012 установлено, что цвет изоляции жил кабеля может быть, в том числе, зеленый-желтый, при этом, в вышеуказанном ГОСТ отсутствуют сведения, что цвет изоляции жил кабеля может быть либо исключительно желтый, либо исключительно зеленый.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что показатели цвета изоляции жил не являются значениями, характеризующими максимальные или минимальные величин товара, а также, что по вышеуказанному пункту технического задания документации об Аукционе Инструкция не позволяет указать значения, которые одновременно соответствуют требованиям документации об Аукционе и ГОСТ, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе (примеры, указанные в настоящем решении не являются исчерпывающими), что, в свою очередь, не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено неправомерное требование об указании участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, которые по своему функциональному назначению не относятся к объекту закупки, так, например, например, товары "Лотки сборные железобетонные", "Кабели с тремя токопроводящими жилами", "Сталь полосовая" Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что вышеуказанные товары технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также оказывают влияние на качество работ, выполняемых по контракту.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
На заседании Комиссии установлено, что по пункту N 5 "Смесь песчано-гравийная природная" технического задания документации об Аукционе к товару установлены, в том числе, следующие требования: "Содержание зерен гравия, в % по массе 10/90. Наибольшая крупность зерен гравия, в мм: не более 70".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, а также Инструкцию, которая вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 9 раздела II.VII документации об Аукционе и пунктом 4.2.11 проекта контракта документации об Аукционе установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 в объеме не менее 25 процентов от цены контракта.
Вместе с тем, в приложении N 4 к проекту контракта документации об Аукционе, содержащая форму, в которой указываются виды работы, которые будут выполняться подрядчиком самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, установлено, что объем соответствующих работ составляет не менее 15 процентов, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение, и не соответствует требованиям Постановления Правительства N 570 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной в части установления неправомерного требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации одновременно в областях архитектурного проектирования, инженерных изысканий и строительства, ненадлежащих требований к товарам и ненадлежащей Инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1056 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1056 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.