Решение от 21 августа 2017 г. по делу N К-1072/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

Решение

от 21 августа 2017 г. по делу N К-1072/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ч" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку услуг по охране филиала ФГКОУ "Н" ("С") (номер извещения 0173100004517001265) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не установлены соответствующие даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
2. В Приложении N 2 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлены требования к оказанию услуг, из которых не представляется возможным определить объем оказываемых услуг.
3. В Приложении N 2 установлены требования к оказанию услуг, выполнение которых не предусмотрено лицензией на осуществление частной охранной деятельности, установленной в документации об Аукционе, а именно: "принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по локализации и ликвидации последствий, содействие в этих условиях бесперебойной работы спасательных служб".
4. В Приложении N 2 установлено требование к оказанию услуг, а именно требование: "в случае необходимости, прибытие на охраняемый объект вооруженной группы быстрого реагирования Исполнителя не более чем через 7 минут с момента поступления сигнала", из которого не представляется возможным определить понятие "в случае необходимости", а также установлены неисполнимые сроки реагирования исполнителя "не более чем через 7 минут".
5. Заказчиком в требованиях к содержанию и составу второй части заявки не установлен исчерпывающий перечень лицензий, разрешений, необходимых для осуществления охранной деятельности объекта закупки, а именно не указан перечень видов услуг, оказываемых в рамках выдаваемой лицензии.
6. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов для оказания услуг в рамках закупки.
7. Заказчиком неправомерно установлено требование в Приложении N 2 о соответствии охранников, заступающих на посты, профессиональному стандарту, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 36 704 511,36 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 18.08.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 25.08.2017;
6) дата проведения Аукциона - 28.08.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком не установлены соответствующие даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 15 документации об Аукционе установлено: "Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе установлен статьей 65 ФЗ N 44-ФЗ.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с "_01_"__08____2017 г. по "_14__"____08____2017 г.".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в течение двух дней с даты поступления от Оператора электронной площадки запросов от участников Аукциона, поступившим в период с 01.08.2017 по 14.08.2017, Заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в Приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к оказанию услуг, из которых не представляется возможным определить объем оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по охране филиала ФГКОУ "Н".
Пунктом 14 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к участникам Аукциона: "а) соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
- наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной уполномоченным органом;
- наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданного уполномоченным органом".
В Разделе 1 "Требования к оказанию Услуг" Приложения N 2 установлено, что целями и задачами оказываемых услуг, в том числе является "обеспечение сохранности имущества, принятого под охрану", что по мнению Заявителя, не позволяет определить, какое имущество подлежит охране, его материальная ценность, количество.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) установлено, что в целях охраны разрешается предоставление, в том числе следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Согласно Приложению N 2 "услуги оказываются в полном объеме на протяжении всего срока действия Контракта в соответствии с согласованными с Получателями графиком оказания Услуг, должностной инструкцией охранника, разработанной для каждого поста объекта охраны с учетом его особенностей.
Оказание Услуг осуществляется дежурными сменами по перечню постов и режимов оказания услуг на них, указанных в Таблице (Приложение N 1 к Наименованию и описанию объекта закупки)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Приложении N 1 к Наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе установлен объем оказываемых услуг, количество постов, характеристики охраняемого объекта, режим оказания услуг, количество рабочих суток, часов.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к оказанию услуг, из которых не представляется возможным определить объем оказываемых услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Приложении N 2 документации об Аукционе установлены требования к оказанию услуг, выполнение которых не предусмотрено лицензией на осуществление частной охранной деятельности, установленной в документации об Аукционе, а именно: "принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по локализации и ликвидации последствий, содействие в этих условиях бесперебойной работы спасательных служб".
Статьей 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлено, что действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.08.2011 N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны" установлены типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, при этом пунктом 12.4 установлено, что в разделе III "Обязанности" указываются действия частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны предусмотрена, в том числе, защита жизни и здоровья граждан.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что установленное требование в документации об Аукционе не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и пояснили, что действия частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций вытекают из его прямых обязанностей.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к оказанию услуг, выполнение которых не предусмотрено лицензией на осуществление частной охранной деятельности, установленной в документации об Аукционе, а именно: "принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по локализации и ликвидации последствий, содействие в этих условиях бесперебойной работы спасательных служб".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Приложении N 2 установлено требование к оказанию услуг, а именно требование: "в случае необходимости, прибытие на охраняемый объект вооруженной группы быстрого реагирования Исполнителя не более чем через 7 минут с момента поступления сигнала", из которого не представляется возможным определить понятие "в случае необходимости", а также установлены неисполнимые сроки реагирования исполнителя "не более чем через 7 минут".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что понятие "в случае необходимости" определяется исполнителем самостоятельно. В случае, если исполнитель не имеет возможности исполнить обязанности надлежащим образом самостоятельно, в этом случае наступает необходимость вызвать группу быстрого реагирования исполнителя посредством мобильной связи или радиосвязи.
Кроме того, представители Заказчика сообщили, что при подготовке документации об Аукционе Заказчиком проанализирован рынок оказываемых услуг частными охранными предприятиями, и представили информацию, размещенную в сети "Интернет", согласно которой время реагирования при поступлении сигнала составляет от 2 до 7 минут.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к оказанию услуг, из которого не представляется возможным определить понятие "в случае необходимости", а также то, что установлены неисполнимые сроки реагирования исполнителя "не более чем через 7 минут".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в требованиях к содержанию и составу второй части заявки не установлен исчерпывающий перечень лицензий, разрешений, необходимых для осуществления охранной деятельности объекта закупки, а именно не указан перечень видов услуг, оказываемых в рамках выдаваемой лицензии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Пунктом 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании частной охранной деятельности), установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются:
а) наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее - лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
б) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
д) соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия".
В соответствии с пунктом 1.1 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе следующие документы (копии документов) и информацию: "документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: "копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной уполномоченным органом; копию разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданного уполномоченным органом".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности установлены общие требования для получения данной лицензии. При этом представители Заказчика сообщили, что установление вышеуказанного требования не ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов для оказания услуг в рамках закупки.
В приложении N 2 документации об Аукционе, в том числе установлено, что исполнитель обязуется обеспечить: "охранников, заступающих на пост, специальными средствами, работоспособным электрическим фонарем, средствами оперативной радиосвязи (мобильной связи), обеспечивающей бесперебойную связь на территории и в помещениях охраняемого объекта между всеми сотрудниками дежурной смены, оперативными дежурными службами территориальных подразделений МВД России, ответственным лицом охраняемого объекта по вопросам обеспечения безопасности, а также сертифицированным средством индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета, указанного в Таблице (Приложение N 1 к Наименованию и описанию объекта закупки).
в случае необходимости, прибытие на охраняемый объект вооруженной группы быстрого реагирования Исполнителя не более чем через 7 минут с момента поступления сигнала;
в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на охраняемом объекте, Исполнитель обеспечивает усиление охраны на нем за счет собственных сил и средств путем выставления как минимум 2-х (двух) дополнительных круглосуточных постов охраны на период до ликвидации чрезвычайной ситуации".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в соответствии с пунктом 4.4 проекта государственного контракта установлено, что "цена единицы услуги устанавливается в российских рублях и включает в себя расходы на оказание услуги, в т.ч. расходы на страхование ответственности за причиненный ущерб третьим лицам, расходы на приобретение специальных средств и иного имущества, необходимого для оказания услуги, расходы на оплату тревожной кнопки, выездов группы быстрого реагирования, выставление дополнительных круглосуточных постов охраны в случае чрезвычайной ситуации, налоги, сборы, другие обязательные платежи и иные затраты, связанные с оказанием услуги".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование в Приложении N 2 о соответствии охранников, заступающих на посты, профессиональному стандарту "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" (далее - Постановление Правительства N 23) утверждены правила разработки и утверждения профессиональных стандартов, при этом в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства N 23 утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" утвержден профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций (далее - Стандарт).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Стандарте установлены особые условия допуска к работе, которые содержатся в документации об Аукционе в соответствии с данным Стандартом, а именно: Медицинское заключение по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника; личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения; удостоверение частного охранника, что не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Ч" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.