РЕШЕНИЕ от 21 февраля 2019 г. по делу № 44-1077/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2019 г. по делу № 44-1077/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Владимирский округ (далее - Заказчик):,
в отсутствии представителей:
ИП М. (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4230-ЭП/19 от 14.02.2019) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации по благоустройству территорий на 2020 г. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении конкурса размещено 01.02.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300004819000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 250 000,00 рублей.
В рамках доводов жалобы Заявитель обжалует неправомерное установление требований к наличию свидетельства саморегулируемой организации, а так же установления в положениях документации о закупке определенной формы требования информации в составе заявки.
1. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 54.2. Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать информацию, изложенную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 54.4. Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Согласно ч. 7 ст. 54.4. Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 8 Закона Санкт-Петербурга N 891-180 от 25.12.2015 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" (далее - Закона Санкт-Петербурга), проектирование благоустройства осуществляется в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга и правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга и включает в себя получение задания от уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга на разработку проекта благоустройства в случаях, предусмотренных правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, и согласование проекта благоустройства с уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Проектирование благоустройства не проводится при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга:
Проектирование благоустройства - разработка проекта благоустройства и его согласование с уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Проект благоустройства - документация, разрабатываемая для размещения элементов благоустройства на объекте благоустройства, содержащая материалы в текстовой или графической форме.
Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Заказчиком, в п. 4.1.1.1 Части II документации о закупке установлено следующее требование к участникам закупки:
"Участник конкурса должен быть членом в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и иметь действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 06.02.2017" Заказчиком, в п. 9.2.2 Части II документации о закупке установлено следующее требование к составу заявки участника закупки:
"Копия действующей выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 06.02.2017".
Вместе с тем, исходя их совокупного толкования положений Закона Санкт-Петербурга и Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектирование объектов зеленых насаждений и проектирование в обеспечение строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта имеют разное правовое регулирование, порядок согласования и форму допуска к своему выполнению. Буквальное толкование ст. 8 Закона Санкт-Петербурга и ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет установить отсутствие возможности формирования требований к участникам закупки в виде документов и информации, предусмотренных ст. ст. 48 и 55.17 Градостроительного кодекса при выполнении проектных работ объектов благоустройства, в том числе ввиду их непринадлежности к объектам капитального строительства, их ремонта или реконструкции.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 7 ст. 54.4. и ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч. 15 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные настоящей статьей, а так же частями 5 и 6 ст. 24.1. Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 2 п. 2.1. Раздела 2 Части II документации о закупке, конкурсная документация включает в себя образцы форм для обязательного заполнения участником.
Согласно пп. 3 п. 17.2. Раздела 17 документации о закупке, форма "Квалификация участника закупки" являются обязательными для заполнения участниками закупки, изменение форм, подлежащих заполнению участником закупки, не допускается.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что положениями ст. ст. 54.1 - 54.4 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требований к оформлению заявки, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ИП М. обоснованной.
2. Признать в действиях должностного лица Заказчика нарушение ч. 7 ст. 54.4, ч. 6 ст. 31, ч. 15 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 февраля 2019 г. по делу N 44-1077/19
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании решения по делу N 44-1077/19 о нарушении законодательства в сфере закупок, руководствуясь положениями ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

предписывает:

1. Заказчику и его конкурсной комиссии устранить нарушения ч. 7 ст. 54.4, ч. 6 ст. 31, ч. 15 ст. 54.4 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0172300004819000009;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения 0172300004819000009;
- внести изменения в документацию о закупке, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0172300004819000009 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии в срок до 21.03.2019 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки ЭТП НЭП:
- обеспечить Заказчику и его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в закупке, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в закупке.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.