Решение по делу № 44-3216/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3216/15 о нарушении законодательства о закупках

23.10.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган);

в отсутствии представителей:

ООО «Стройтехгрупп» (далее – Заявитель) надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;

СПб ГБОУ ДОД СДЮСШОР по легкой атлетике № 1 Невского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик), надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания Комиссии УФАС;

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 22265 от 16.10.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и фасада здания СДЮСШОР (третья очередь) (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004715000125. Начальная (максимальная) цена контракта 16 019 743,25 руб.

В жалобе ООО «Стройтехгрупп» указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.

Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

1. Согласно п. 6.1. ст. 34 Закона о контрактной системе, в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Согласно Постановлению Правительства № 196 от 05.03.2015 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов и пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» установлен порядок и объем предоставления рассрочки по оплате неустойки (штрафа, пени).

 

Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика включать данное положение в проект контракта на стадии размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru и не лишает сторон права использовать данное Постановление в рамках Закона о контрактной системе, в пределах, необходимых для разрешения соответствующих споров, в том числе на этапе направления контракта / протокола разногласий Заказчику по результатам торгов.

Следовательно, довод жалобы о необходимости включения в проект контракта условий об отсрочки оплаты штрафов (пеней, неустоек) не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.

2. В своей жалобе ООО «Стройтехгрупп» указывает, что аукционная документация вышеуказанной закупки не содержит требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99), что не соответствует требованиям ч. 2, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Случаи установления дополнительных требований к участникам закупки с 17.02.2015 установлены Постановлением № 99 (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»).

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1 к Постановлению № 99.

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки должно быть установлено следующее дополнительное требование: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Из анализа аукционной документации следует, что объектом закупки является работы общестроительные по ремонту прочих зданий (код ОКПД 45.21.15.160), с начальной (максимальной) ценой контракта 16 019 743,25 рублей.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в извещении о проведении закупки и аукционной документации Заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99.

При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеназванной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

1. Заказчиком, в Приложении 5 к Техническому заданию документации о закупке установлены требования к конкретным характеристикам товара, которые необходимо предоставить в составе первой части заявки.

Вместе с тем, к товару по позиции 61 «Раствор тип 3» Заказчиком установлены следующие характеристики: «Минимальный предел прочности при изгибе должен быть 120*65 марка М 100иях труб двух типов.ть менее 0,526 МПА через 28 суток твердения», а так же установлено соответствие товара ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» и ГОСТ 9179-77 «Известь строительная. Общие технические условия». В ходе проведения внеплановой проверки в ходе заседания Комиссии УФАС не представилось возможным установить соотнесение данной характеристики с какими-либо требованиями государственной стандартизации, а так же определить потребность Заказчика по данной характеристике в целом.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении нестандартных характеристик, не позволяющих установить потребности Заказчика.

2. Заказчиком, в Приложении 5 к Техническому заданию документации о закупке установлены требования к конкретным характеристикам товара, которые необходимо предоставить в составе первой части заявки.

Вместе с тем, к товару по позиции 65 «Пемза» Заказчиком установлены следующие характеристики: «Щебень должен быть устойчив против силикатного распада и не должен содержать посторонних примесей. Фракция должна быть с минимальным значением более 3 мм и максимальным значением не менее 5 мм».

Вместе с тем, существующие государственные стандарты не предусматривают наличие щебня при производстве и распространении материала «Пенза».

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении нестандартных характеристик, не позволяющих установить потребности Заказчика.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройтехгрупп» частично обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.