Решение по делу № 44-2531/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2531/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

11.08.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ГБОУ СОШ № 153 Центрального района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик):

ООО «Рентранс» (далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 16923 от 04.08.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пищеблока в здании Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 153 Центрального района Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172200002715000100. Начальная (максимальная) цена контракта – 6 030 893,79 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В жалобе Заявитель указал на несоответствие ряда требований к товарам, установленных в Приложении № 2 к Техническому заданию документации о закупке государственным стандартам, действующим на территории Российской Федерации.

По позиции 7 «Блок дверной» Заказчиком установлены следующие требования к конкретным показателям товара: «Выдерживаемая динамическая нагрузка, создаваемая свободно падающим грузом с высоты 0,8 м - более 10 кг».

Согласно п. 5.4.4. ГОСТ 30970-2014 «Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия», требование о соответствии которому установлено Заказчиком в Части III «Техническое задание» документации о закупке, по показателю «динамическая нагрузка, создаваемая свободно падающим грузом» для высоты 0,8м предусмотрено значение массы груза 20 кг.

Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товара, которые могут соответствовать документации о закупке, однако, не будут соответствовать ГОСТ 30970-2014, что вводит участников закупки в заблуждение. Например, документация о закупке включает значения показателя массы груза от 10 кг, при этом, крайнее значение Заказчиком не установлено, следовательно, крайним значением может являться любой показатель, выбранный участником закупки.

Таким образом, Комиссия УФАС установила, что по позиции 7 Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено значение, которое не соответствует ГОСТ 30970-2014, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, что является использованием нестандартного показателя, а также необъективным описанием объекта закупки.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 20 «Изоляционный материал тип 2» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к конкретным показателям товара: «Минимальная разрывная нагрузка - более 100 Н. Минимальная плотность - более 100 кг/ м3. Максимальная сжимаемость - не более 25 %», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 21880-2011 «Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические условия».

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 21880-2011 показателю плотности св. 100 кг/м3 (в документации о закупке установлено «более 100 кг/м3») соответствует значение разрывной нагрузки не менее 120 Н.

Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что ГОСТ 21880-2011, требование о соответствии которому установлено документацией о закупке, не содержит показатель «Минимальная разрывная нагрузка», в чем выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 21880-2011 показателю плотности св. 100 кг/м3 соответствует значение сжижаемости не более 20 %. Следовательно, в документации о закупке использован нестандартный показатель (не более 25%), что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товара, которые могут соответствовать документации о закупке, однако, не будут соответствовать ГОСТ 21880-2011, что вводит участников закупки в заблуждение.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 49 «Труба тип 2» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Наружный диаметр - не менее 21,3 и не более 33,5 мм. Масса одного метра трубы - менее 1,42 кг», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия».

Согласно Таблице 1 ГОСТ 3262-75 показателю «Масса трубы менее 1,42 кг» соответствуют показатели массы трубы со значениями 1,10 кг, 1, 16 кг и 1,28 кг. Исходя из требований к массе 1 м трубы, установленных документацией о закупке, данному показателю соответствует исключительно значение показателя «наружный диаметр» 21,3 мм.

Таким образом, документация о закупке по позиции 49 Приложения № 2 к Техническому заданию содержит показатель (не более 33,5 мм), который невозможно предложить при заполнении первой части заявки на участие в закупке. Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.

По позиции 52 «Кабель тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Предельная длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля - не менее 65 °C. Максимальное электрическое сопротивление одного километра токопроводящей жилы при температуре двадцать градусов Цельсия - более 7,41 Ом. Допустимый ток односекундного короткого замыкания - не более 0,27 кА. Номинальное сечение токопроводящих жил - не более 2,5 мм²», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия».

Согласно Таблице 18 ГОСТ 31996-2012 по показателю «длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля» предусмотрено значение 70 градусов Цельсия, что является неизменным значением. Следовательно, участник закупки может предложить товар, который будет соответствовать требованиям документации (не менее 65 градусов Цельсия), но не будет соответствовать ГОСТ 31996-2012.

Кроме того, Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 31996-2012 не содержит показателя «предельной длительно допустимой температуры». Согласно Таблице 18 ГОСТ 31996-2012 предусмотрен показатель «длительно допустимой температуры» равный 70 градусам Цельсия и показатель «предельно допустимой температуры при коротком замыкании» равный 160/140 градусам Цельсия, что также вводит участников закупки в заблуждение и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Согласно п. 5.2.2.1 ГОСТ 31996-2012 электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C должно соответствовать ГОСТ 22483-2012.

Согласно Таблице 3 ГОСТ 22483-2012 указание значения более 7,41 Ом исключает значение номинального сечения токопроводящей жилы 2,5 мм2.

Следовательно, невозможно указать значение, удовлетворяющее потребностям Заказчика при использовании токопроводящей жилы без покрытия. Однако, требование о наличии покрытия жилы Заказчиком не установлено.

Также по позиции 52 «Кабель тип 1» установлены следующие требования: «Предельно допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля в режиме перегрузки - не менее 80 °C».

Согласно Таблице 18 ГОСТ 31996-2012 показателю «Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки» соответствует неизменное значение 90 градусов Цельсия. Следовательно, участник закупки может предложить товар, который будет соответствовать требованиям документации (не менее 80 градусов Цельсия), но не будет соответствовать ГОСТ 31996-2012.

По позиции 52 «Кабель тип 1» Заказчиком установлено требование: «Температура стойкости кабеля к старению - не менее 73 °C».

Согласно п. 5.2.5.4 ГОСТ 31996-2012 кабели должны быть стойкими к старению при воздействии температуры, превышающей на (10±2) °C длительно допустимую температуру нагрева жилы.

Как установлено Комиссией УФАС, исходя из требований ГОСТ 31996-2012 и Приложения № 2 к Техническому заданию документации о закупке, показателю длительно допустимой температуры нагрева жилы соответствует только значение 70 градусов Цельсия. Следовательно, требование к стойкости к старению составляет (80±2) °C.

Таким образом, Заказчиком установлено значение по показателю «стойкость к старению», не соответствующее другим вышеуказанным требованиям, установленным документацией о закупке по позиции 52 Приложения № 2 к Техническому заданию.

Таким образом, в действиях Заказчика по позиции 52 Приложения № 2 к Техническому заданию выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 62 «Крепеж» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Шаг резьбы гайки - не более 1,5 мм. Номинальный диаметр резьбы болта - менее 10 мм», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 5927-70 «Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры».

Согласно ГОСТ 5927-70 диаметру менее 10 мм соответствуют показатели 1,25 мм для крупного шага резьбы гайки и 1 мм для мелкого шага резьбы гайки.

Таким образом, Комиссия УФАС установила, что по позиции 62 Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено значение, которое не соответствует ГОСТ 5927-70, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, что является использованием нестандартного показателя, а также необъективным описанием объекта закупки.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 63 «Труба тип 5» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Наружный диаметр - не более 60 мм. Диаметр условного прохода - не менее 15 и не более 40 мм», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия».

Согласно Таблице 1 ГОСТ 3262-75 наружному диаметру 60 мм соответствует условный проход 50 мм.

Таким образом, исходя из требований документации о закупке невозможно указать конкретные показатели товара, которые будут соответствовать ГОСТ 3262-75, требование о соответствии которому установлено документацией о закупке.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 66 «Брусок» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Максимально допустимое количество частично сросшихся и несросшихся пластевых и ребровых сучков на любом однометровом участке длины на каждой из сторон бруска - не более 3 шт. Максимально допустимое количество сросшихся здоровых кромочных сучков на любом однометровом участке длины на каждой из сторон бруска - не более 2 шт. Максимально допустимое количество червоточин на любом однометровом участке длины бруска - не более 3 шт», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия»; ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры».

Согласно п. 2.7 ГОСТ 8486-86 для показателя «Максимально допустимое количество частично сросшихся и несросшихся пластевых и ребровых сучков на любом однометровом участке длины на каждой из сторон бруска» предусмотрено значение 2-го сорта, а для показателя «Максимально допустимое количество сросшихся здоровых кромочных сучков на любом однометровом участке длины на каждой из сторон бруска» предусмотрено значение 1-го сорта, а для показателя «Максимально допустимое количество червоточин на любом однометровом участке длины бруска» предусмотрено значение 2 и 3-го сорта.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По позиции 84 «Унитаз» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование: «Максимальная деформация верхней поверхности унитаза (в плоскости сидения) - не более 6 мм», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 15167-93 «Изделия санитарные керамические. Общие технические условия».

Согласно п. 5.2.17 ГОСТ 15167-93 деформация (коробление) нижней поверхности (в плоскости, прилегающей к полу) и верхней поверхности (в плоскости сидения) не должна превышать 4 мм для унитаза.

Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен показатель (не должна превышать 6 мм), который не соответствует ГОСТ 15167-93, которым установлен показатель деформации нижней поверхности (в плоскости сидения) не более 4 мм.

Таким образом в действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Комиссия УФАС установила, что согласно Разделу 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе» Части III «Техническое задание» документации о закупке невозможно определить порядок заполнения заявки на участие в аукционе в соответствии с потребностями Заказчика.

Так, например, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит порядок заполнения заявки в случае указания в документации о закупке слов «не более», «не менее», «более», «менее». Также нет указания на возможность включения крайних значений показателей при указании слов «не более», «не менее», «более», «менее». Отсутствует порядок заполнения заявки на участие в аукционе в части включения/не включения крайних значений при указании в документации об аукционе диапазона значений.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Рентранс» обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.