Решение по делу К–65/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–65/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

20.01.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СтройРесурс» (далее – Заявитель) на действия Комитета по строительству (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Заказчика (далее – Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы по адресу: г. Санкт-Петербург, территория предприятия «Ручьи», участок 11.4 (825 мест), включая разработку проектной документации стадии РД для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000371) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта».

2. Уполномоченным органом, Заказчиком не продлен срок подачи заявок на участие в Конкурсе со дня размещения на Официальном сайте изменений в Конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 25.12.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 083 886 124,68 рубля;

4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;

5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 18.01.2016.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта», закупки значимость критерия -20%, коэффициент значимости критерия - 0,2.

По указанному критерию установлен следующий порядок оценки:

«Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта 0 баллов, Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию – 30 баллов, Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию, но не указана технология производства работ, контроль качества выполнения работ, используемое оборудования и машины, необходимые трудовых ресурсы по одному или более виду работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию – 60 баллов, Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в приложении №7 к техническому заданию и описанию по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов – 100.

Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки».

Оценка заявки участника по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» (приложение №5 к специальной части) (далее – Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к Предложению о качестве с описанием организационно-технологического предложения по выполнению работ, предложения по применению системы контроля качества выполнения работ, предложения по охране окружающей среды при выполнении работ и иные предложения по улучшению качества выполнения работ, не ведущие к удорожанию стоимости выполнения работ.

Порядок заполнения Предложения о качестве установлен примечанием к Предложению о качестве.

В случае если участником в графе 3 Предложения о качестве указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, то в соответствии с таблицей №1 участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки».

Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, изложенным в техническом задании, трактуется как «Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта» участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки».

Предложение о качестве признается «предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию» в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, а именно представлено описание не по всем видам работ, отсутствует описание по одному или более видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию.

Предложение о качестве признается «предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию, но не указана технология производства работ контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, указанных в приложении №7 к техническому заданию» в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию, но при этом отсутствует описание технологии производства работ и/или контроля качества выполнения работ и/или используемого оборудования и машин и/или необходимых трудовых ресурсов по одному или более видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию.

Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки», в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан приложении №7 к техническому заданию, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по одному из видов работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования (например указания малые инструменты механизации, без указания конкретного наименования оборудования не допускается и оценивается как не в полном объеме) и машин (например указание дорожная техника, без указания конкретного наименования машины не допускается и оценивается как не в полном объеме) и/или описание необходимых трудовых ресурсов (например указание ИТР, без указания конкретных профессий не допускается и оценивается как не в полном объеме) не соответствует конкурсной документации.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №7 к техническому заданию, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.

Технология производства работ включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

Контроль качества выполнения работ — действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.

Используемые оборудование и машины - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для работы или производства.

Трудовые ресурсы – рабочая сила, задействованная при выполнении».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки заявок на участие Конкурсе критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта» не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 28.12.2015 в извещение о проведении Конкурса внесены изменения № ИИ1, при этом срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе установлен 18.01.2016 в 15:30, то есть не продлен в соответствии с положениями части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа при внесении изменений нарушают часть 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СтройРесурс» обоснованной в части сокращения срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 20.01.2016 № К–65/16 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.