Решение по делу К–767/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–767/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

25.06.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «СТС» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Конкурсная комиссия), ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Заказчик) при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком, Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству Охтинского тоннельного канализационного коллектора (1 этап) в 2015-2020 годах для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000095) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика:

1.Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 10.06.2015 № 0172200002515000095-2 (далее – Протокол рассмотрения и оценки заявок) содержит неверное указание на количество присвоенных Конкурсной комиссией баллов без учета значимости критерия по показателю оценки «Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки трудовыми ресурсами» критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Конкурсной документации;

2.      Заказчиком принято необоснованное решение о заключении контракта с победителем Конкурса ЗАО «ПР и СС» (далее – Победитель Конкурса) по причине отсутствия на момент заключения контракта банковской гарантии Победителя Конкурса в качестве обеспечения исполнения контракта в реестре банковских гарантий.

Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)      извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 08.05.2015;

2)      способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)      начальная (максимальная) цена контракта – 8 114 498 957,47 рублей;

4)      на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5)      к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;

6)      победителем Конкурса признано ЗАО «ПР и СС» с предложением о цене контракта 7 952 208 978,33 рублей;

7)      Заказчиком заключен государственный контракт с ЗАО «ПР и СС» по результатам Конкурса 22.06.2015.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:

1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;

2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;

3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;

4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;

5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;

6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;

7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;

8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.

В Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (коэффициент значимости критерия 0,3), согласно которому оценке подлежит:

- Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (значимость показателя 70%);

-Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки материально-технических ресурсов в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ (значимость показателя 15%);

- Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки трудовыми ресурсами (значимость показателя 15%).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок Заявителю присвоены следующие баллы по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: оценка с учетом значимости критерия – 5,25; оценка без учета значимости критерия – 17,50;

-Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки материально-технических ресурсов в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ: оценка с учетом значимости критерия – 4,05; оценка без учета значимости критерия – 13,50;

- Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки трудовыми ресурсами: оценка с учетом значимости критерия – 4,27; оценка без учета значимости критерия – 14,23.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Конкурсной комиссией по показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности у участника закупки трудовыми ресурсами» критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» верно присвоено 95 баллов из 100, согласно представленным Заявителем в заявке на участие в Конкурсе подтверждающим документам.

Также на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что по указанному показателю в Протоколе рассмотрения и оценки заявок Конкурсной комиссией верно указан балл с учетом с учетом значимости критерия 4,27.

На основании изложенного, а также учитывая, что Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит оценку заявки Заявителя по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в том числе отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий.

На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заключенный государственный контракт с Победителем Конкурса № 1/15. Дата заключения контракта – 22.06.2015.

Согласно сведениям, содержащимся на Официальном сайте в реестре банковских гарантий, Победителю Конкурса выдана банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта ПАО «БАНК БАЛТИЙСКОЕ ФИНАНСОВОЕ АГЕНТСТВО» № 150-БГ/15 от 22.06.2015 (далее – Банковская гарантия). Вместе с тем, сведения о Банковской гарантии опубликованы в реестре банковских гарантий 23.06.2015, то есть после заключения Заказчиком контракта с Победителем Конкурса.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 «Требования к обеспечению исполнения контракта» Конкурсной документации безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств по контракту:

а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при выполнении работ;

б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в выполненных работах;

в) если принципал некачественно выполнил работы, предусмотренные контрактом.

На заседании Комиссии установлено, что 21.05.2015 Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте внесены изменения в Конкурсную документацию (далее – Изменения от 21.05.2015).

Согласно пункту 3 Изменений от 21.05.2015 безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств по контракту:

а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при выполнении работ;

б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в выполненных работах;

в) если принципал некачественно выполнил работы, предусмотренные контрактом;

г) если принципал нарушил конечный или промежуточные сроки выполнения работ не по вине заказчика.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Банковская гарантия не содержит условие исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств по контракту, указанное в подпункте «г» пункта 3 Изменений от 21.05.2015. Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Банковская гарантия не соответствует требованиям, установленным в Конкурсной документации, а также в Изменениях от 21.05.2015.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 6 статьи 45, часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  жалобу ООО «СТС» обоснованной в части неправомерного заключения Заказчиком контракта с Победителем Конкурса ввиду отсутствия на момент заключения контракта банковской гарантии Победителя Конкурса в качестве обеспечения исполнения контракта в реестре банковских гарантий.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 6 статьи 45, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

4. Передать материалы дела от 25.06.2015 № К-767/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.