РЕШЕНИЕ от 17 июня 2019 г. по делу № 44-3266/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "С" (далее - Заявитель): надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 17368-ЭП/19 от 07.06.2019) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений СПб ГБУЗ "Г" Поликлиническое отделение N 17 по адресу: СПБ, пр, Металлистов, д. 56,лит.А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 22.05.2019 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000719000070.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 347 697,02 рублей.
ООО "С" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе и выразившиеся в:
- использовании при описании объекта закупки нестандартных показателей;
- в установлении в техническом задании требований к показателям "смываемость пленки", "степень перетира" и "время высыхания до степени 3 при температуре 20+/-2)°С" товара "Краска", значения которых определяются путем проведения испытаний определенных партий товара.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной и представил письменные возражения.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Заявитель указал в доводах жалобы, что Заказчик при описании требований к товару "Краска" использовал нестандартные показатели.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации (далее - Приложение N 2).
К товару по позиции N 38 "Краска" Заказчиком в Приложении N 2 установлены в том числе следующие требования:
"Смываемость пленки: не более 3 г/м2.
Степень перетира: не более 90 мкм".
Также, Заказчиком в Приложении N 2 установлено, что товар "Краска" должен соответствовать ГОСТ 9825-73, ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 28196-89.
Проанализировав положения ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия", Комиссия УФАС установила, что для краски значения показателей "смываемость пленки" и "степень перетира" определены в таблице 1 государственного стандарта.
Так, согласно таблице 1 ГОСТ Р 52020-2003 "Степень перетира мкм, не более 70", "Смываемость пленки г/м,2 не более 3,5".
Следовательно, установленные Заказчиком требования к показателям "смываемость пленки" и "степень перетира" являются нестандартными.
Использование Заказчиком нестандартных показателей при описании объекта закупки является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Согласно положениям ГОСТ Р 52020-2003 значения показателей "смываемость пленки", "степень перетира" и "время высыхания до степени 3 при температуре 20+/-2)°С" определяются методами испытания, а именно:

Метод испытания

лака

краски

грунтовки

шпатлевки


Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2)°С, ч, не более

1

12

24

По ГОСТ 19007


Степень перетира, мкм, не более

Не определяют

70

Не определяют

По ГОСТ 6589


Смываемость пленки, г/м, не более

Не определяют

3,5

Не определяют

По 9.5

В том числе, в разделе 9 "Методы испытаний" ГОСТ Р 52020-2003 указан метод определения значения показателя "смываемость пленки":
"Перед проведением испытания щетку выдерживают в дистиллированной воде в течение 10 мин, выпарительную чашку высушивают в сушильном шкафу при температуре (105+/-2)°С до постоянной массы.
Окрашенную пластинку помещают в держатель образцов устройства для определения смываемости, приводят щетку в движение, одновременно включая секундомер. Затем в течение 30 с на верхнюю часть пластинки из бюретки подают 25 смГОСТР 52020-2003 Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия воды. Смывные воды собирают в выпарительную чашку, находящуюся под пластинкой. Через 30 с щетку останавливают и промывают небольшими порциями воды до полного удаления частиц ВДЛКМ. Все промывные воды собирают в ту же чашку и выпаривают на водяной бане или электроплитке до удаления воды, затем чашку выдерживают в сушильном шкафу при температуре (105+/-2)°С до постоянной массы, охлаждают до комнатной температуры и взвешивают.
Смываемость ВДЛКМ , г/м, вычисляют по формуле , (1) где - масса чашки с остатком ВДЛКМ, г;
- масса чашки, г;
- площадь испытуемого образца, м.
За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов двух параллельных определений, абсолютное расхождение между которыми не должно превышать допускаемое расхождение, равное 0,3 г/м. Результат измерения округляют до первого десятичного знака. Допускаемая суммарная погрешность результатов определения смываемости - +/-0,2 г/м при доверительной вероятности ".
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок показателей товаров, значения которых становятся известными в ходе проведений испытаний определенной партии товара, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что данное нарушение повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:


1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.