РЕШЕНИЕ
по делу К–1309/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
09.10.2015 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО «Уралмостострой» (далее – Заявитель) на действия Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее – Единая комиссия) при проведении ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Обход г.Чусового (корректировка) (номер извещения 0156200009915000277) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссией, Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Единая комиссия неправомерно признала заявку Заявителя (порядковый номер «2») на участие в Аукционе несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
2. Единая комиссия неправомерно признала заявки участников с порядковыми номерами «1» и «3» соответствующими требованиям документации об Аукционе.
3. Описание объекта закупки, содержащееся в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Единая комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 20.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 944 487 920 рублей;
4) дата проведения Аукциона – 28.09.2015;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Разделом II документации об Аукционе установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе:
Значение показателя
Наименование используемого товара :45. Смесь асфальтобетонная горячая песчаная по ГОСТ 9128-2013
Требования к песку входящему в состав смеси:
Показатель: Песок
Значение показателя: отсевов дробления
Показатель: Марка по прочности песка
Значение показателя: не ниже 800
Показатель: Класс песка
Значение показателя: I или II
Показатель: Содержание глинистых частиц (методом набухания)
Значение показателя:не более 0,5% по массе
Показатель: Модуль крупности
Значение показателя:св. 1,5 до 3,5
Показатель: Полный остаток на сите № 063
Значение показателя:св. 10 до 75% по массе
Показатель: Содержание зерен крупностью свыше 10 мм
Значение показателя:не более 5 % по массе
Показатель: Содержание зерен крупностью свыше 5 мм
Значение показателя:не более 15% по массе
Требования к битуму входящему в состав смеси
Показатель: марка битума
Значение показателя: БНД 60/90
Показатель: Глубина проникания иглы, при 25 °С
Значение показателя: 61-90 0,1мм
Показатель: Глубина проникания иглы, при 0 °С
Значение показателя: не менее 20 0,1мм
Показатель: Температура размягчения по кольцу и шару
Значение показателя: не ниже 47 °С
Показатель: Растяжимость при 25 °С
Значение показателя: не менее 55 см
Показатель: Растяжимость при 0 °С
Значение показателя: не менее 3,5 см
Показатель: Температура хрупкости
Значение показателя: не выше -15 °С
Показатель: Температура вспышки
Значение показателя: не ниже 230 °С
Показатель: Изменение температуры размягчения после прогрева
Значение показателя: не более 5 °С
Показатель: Индекс пенетрации
Значение показателя: от -1 до +1
Показатель: Содержание битума в смеси
Значение показателя: 6,0%-9,0% по массе
50. Щебень по ГОСТ 8267-93
Показатель: Марка по дробимости
Значение показателя: 1200
Показатель: фракция
Значение показателя: от 5 (3) до 10 мм
Показатель: Щебень
Значение показателя: из осадочных горных пород
Показатель: Средняя плотность
Значение показателя: от 2 до 3 г/см3
Показатель: Группа щебня
Значение показателя: 1-3
Показатель: Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы
Значение показателя: до 25% по массе.
Показатель: Потеря массы при испытании щебня на дробимость в сухом состоянии
Значение показателя: до 11%
Показатель: Потеря массы при испытании щебня на дробимость в насыщенном водой состоянии
Значение показателя: до 11%
Показатель: Марка по истираемости
Значение показателя: И1-И3
Показатель: Потеря массы при испытании щебня на истираемость
Значение показателя: до 45 %
Показатель: Содержание зерен слабых пород
Значение показателя: не более 5 % по массе
Показатель: Марка по морозостойкости
Значение показателя: не ниже F200
Показатель: Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание
потеря массы после испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание
Значение показателя: 15 циклов
Показатель: Содержание пылевидных и глинистых частиц
Значение показателя: не более 3%
Показатель: Содержание глины в комках
Значение показателя: не более 2% по массе
Показатель: Потеря массы при распаде
Значение показателя: не более 0,25% по массе
Показатель: Суммарная удельная эффективная
Значение показателя: не более 3%
Показатель: активность естественных радионуклидов
Значение показателя: св. 370 до 740 Бк/кг
Подпунктом 8 пункта 3 «Требования к содержанию заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» раздела 8 документации об Аукционе установлено, что «при описании товара, используемого при выполнении работы, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п.2 Главы V «Техническое задание» показателей товаров, с учетом положений Главы I настоящей документации (конкретные показатели).
Наименование показателя(ей) указывается без изменений.
Единицы измерения, в том числе их части, указываются значением, установленным в документации без изменений».
Подпунктом 8.1 «Показатели товаров, для которых значения должны быть указаны конкретной величиной» пункта 3 «Требования к содержанию заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» раздела 8 документации об Аукционе установлено следующее:
«Если при описании показателей Заказчик использует такие слова как: «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «от», «до», знаки «±», «≥», «≤»: участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Если Заказчиком установлено только минимальное значение – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение – то не более максимального.
Если при описании показателей Заказчик использовал такие слова как: «более», «менее», «выше», «свыше», «ниже», знаки «>», «<»: участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки.
Если Заказчиком установлено только минимальное значение – то более минимального, а если установлено только максимальное значение – то менее максимального.
Использование при указании конкретных значений показателей слов «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», знака тире и т.п. осуществляется исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования таких слов, знака тире невозможно и указание на это содержится в настоящей документации: «изменение температуры размягчения после прогрева»; «отклонение от прямолинейности». То есть названные показатели необходимо указывать значением, установленным в документации без изменений».
В соответствии с частью 3 статьи 64 закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 29.09.2015 №4.14-65/1 заявка Заявителя на участие в Аукционе признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основаниям:
- В составе заявки на участие в аукционе в электронной форме отсутствуют сведения о единицах измерения (0,1мм) глубины проникания иглы, 0,1 мм при 25оС, глубины проникания иглы, 0,1 мм при температуре 0оС битума, входящего в состав смеси асфальтобетонной горячей песчаной, единицах измерения (Бк/кг) суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов щебня, используемых при выполнении работ, требования к которым установлены в п. 45, п. 50 Требований к используемым при выполнении работ товарам Приложения №1 к Техническому Заданию документации об аукционе в электронной форме.
- В заявке участника закупки представлены недостоверные сведения о показателе материала – песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 (в соответствии с п. 4.1.21. ГОСТ 9128-2013), входящий в состав смеси асфальтобетонной горячей песчаной по ГОСТ 9128-2013 с характеристиками: модуль крупности 3,1 и полным остатком на сите №063 - 62,1 % по массе (п. 45 заявки) (в соответствии с п.4.1.6. ГОСТ 31424-2010 для песка из отсевов дробления с модулем крупности 3,1 (повышенной крупности) соответствует характеристика: полный остаток на сите №063 св.65 до 75 % по массе).
Также, представитель Уполномоченного органа пояснил, что при отсутствии единиц измерения не представляется возможным определить соответствие товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ.
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии, установила, что заявка Заявителя на участие в Аукционе содержит следующее:
Наименование используемого товара:
45. Смесь асфальтобетонная горячая песчаная по ГОСТ 9128-2013 Показатели Значения показателя требуемого Заказчиком: Значение показателя товара: Наименование страны происхождения товара:
Требования к песку входящему в состав смеси
Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация
Показатель: Класс песка
Значения показателя требуемого Заказчиком: I или II
Значение показателя товара: II
Показатель: Модуль крупности
Значения показателя требуемого Заказчиком: Св. 1,5 до 3,5
Значение показателя товара: 3,1
Показатель: Полный остаток на сите № 63
Значения показателя требуемого Заказчиком: Св. 10 до 75% по массе
Значение показателя товара: 62,1 % по массе
Требования к битуму входящему в состав смеси
Показатель: Глубина проникания иглы, 0,1 мм. при 25 оС
Значения показателя требуемого Заказчиком: 61-90 0,1 мм
Значение показателя товара: 75
Показатель: Глубина проникания иглы, 0,1 мм. при 0 оС
Значения показателя требуемого Заказчиком: 20 0,1 мм
Значение показателя товара: 20
50. Щебень по ГОСТ 8267-93
Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация
Показатель: Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов
Значения показателя требуемого Заказчиком: Св. 370 до 740
Значение показателя товара: 375
При этом Комиссией установлено, что при описании Заявителем в заявке на участие в Аукционе товаров используемых при выполнении работ, таких как: «Смесь асфальтобетонная горячая песчаная по ГОСТ 9128-2013» (пункт 45), «Щебень по ГОСТ 8267-93» (пункт 50) в столбце «Значения показателей товара» указаны значения, которые соответствуют требованиям к значениям показателей установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
При этом Комиссия приходит к выводу о том, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе по показателю «Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов» указано требуемое значение.
Кроме того, заявка Заявителя на участие в Аукционе в столбце «Показатели» содержит указание на размер иглы (0.1 мм), глубина проникновения которой при 25 оС и при 0 оС должна соответствовать требованиям к значениям показателей, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Также, в соответствии с заявкой Заявителя на участие в Аукционе, заявителем предлагается при выполнении работ использовать в составе смеси (пункт 45) песок класса II, из отсевов дробления, модуль крупности: 3,1, то есть согласно таблице 1 «Зерновой состав песка класса I» пункта 4.1.6 ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» (далее - ГОСТ 31424-2010) относящийся к группе «повышенной крупности», полный остаток на сите с сеткой № 63 которого должен быть свыше 65 до 75 % по массе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное в заявке Заявителя значение «62,1% по массе» по показателю «полный остаток на сите
№ 63» соответствует требованиям документации об аукционе, в связи с тем, что согласно пункту 4.1.6 ГОСТ 31424-2010 по согласованию предприятия-изготовителя с потребителем в песке класса II допускается отклонение полного остатка на сите с сеткой № 063 от указанных в таблице 1 не более чем на ±5%.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что признание Единой комиссией заявки Заявителя на участие в аукционе несоответсвующей требованиям документации об Аукционе, по вышеуказанным основаниям, неправомерно.
Таким образом, действия Единой комиссии, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя (порядковый номер «2») несоответствующим требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Единая комиссия неправомерно признала заявки участников Аукциона с порядковыми номерами «1» и «3» соответствующими требованиям документации об Аукционе в связи с тем, что в вышеуказанных заявках показатели 3, 5, 27, 45, 46 (товары используемые при выполнении работ) не соответствуют требованиям ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, а также содержат указание на отсутствующий в ГОСТ 8267-93 показатель «Фракция щебня» (пункт 27) со значением показателя «св. 10 до 20 (15)».
Комиссия, изучив заявки участников Аукциона с порядковыми номерами «1» и «3», представленные представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии, установила, что заявки участников Аукциона с порядковыми номерами «1» и «3» не противоречат требованиям документации.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа пояснил, что пунктом 27 раздела II документации об Аукционе «Требования к используемым при выполнении работ товарам» установлены требования к товару «Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь», который должен соответствовать ГОСТ 9128-2013, а не ГОСТ 8267-93.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 4.1.20 «Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон» ГОСТ 9128-2013 для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, свыше 20 (15) до 40 мм, а также смеси указанных фракций.
Таким образом, довод заявителя о том, что Единая комиссия неправомерно признала заявки участников Аукциона с порядковыми номерами «1» и «3» соответствующими требованиям документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок 18.09.2015.
Жалоба Заявителя поступила в ФАС России 02.10.2015.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя на положения документации оставляются Комиссией без рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «Уралмостострой» обоснованной в части неправомерного признания заявки ЗАО «Уралмостострой» несоответствующей документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Единой комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
4. Передать материалы дела от 09.10.2015 № К-1309/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.