Решение по делу К–51/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–51/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

19.01.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Юридический центр «Модерн» (далее – Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Ленинградской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению технического обслуживания по системам охранно-тревожной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, автоматического пожаротушения с выводом на ПЦН ОВО, охранного видеонаблюдения, контроля и управления доступом в городских (районных) судах Ленинградской области и Выборгском гарнизонном военном суде для нужд Управления Судебного департамента в Ленинградской области в 2016 году (номер извещения 0145100002915000203) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в проекте государственного контракта документации
об Аукционе не установлен надлежащим образом размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена обязанность предоставить документы, скрепленные печатью участника закупки.

3. Заказчиком в документации об Аукционе установлен ненадлежащий порядок внесения изменений в указанную документацию.

4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе сведений о непринадлежности участника закупки к офшорным организациям.

5. Заказчиком в пункте 7 информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлен порядок оплаты товаров, поскольку предметом закупки является оказание услуг.

6. Заказчиком в проекте государственного контракта документации

об Аукционе установлен ненадлежащим образом порядок перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) на стадии исполнения государственного контракта.

7. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении соответствующих лицензий и сведений в форме деклараций о соответствии требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.

8. Заказчиком в документации об Аукционе не указана цена каждой запасной части и заменяемых деталей.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 30.12.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 5 700 000 рублей;

4) дата окончания срока подачи заявок – 03.02.2016.

До начала рассмотрения доводов жалобы по существу, представитель Заявителя сообщил об отзыве доводов №№ 2, 3, 4, 5, 6, поскольку на дату заседания Комиссии в документацию об Аукционе были внесены соответствующие изменения, устранившие нарушения, описанные в указанных доводах.

1. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила определения неустойки).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пунктов 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.

Заказчиком в пунктах 8.3, 8.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту размер штрафа определен в размере 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, за ненадлежащее исполнение обязательств исполнителем по контракту размер штрафа определен в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

В соответствии с Правилами определения неустойки:

- за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,

- за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, штраф устанавливается в размере 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Как следует из доводов жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении соответствующих лицензий и сведений в форме деклараций о соответствии требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в пункте 29 раздела I.3 «Информационная карта электронного аукциона» установлен перечень дополнительных требований к участникам закупки, включающий, в том числе, наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную территориальным органом безопасности,
в пункте 12 раздела I.3 «Информационная карта электронного аукциона» установлено требование о необходимости предоставления в форме декларирования сведений, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 10 части 1, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи Закона о контрактной системе.

Таким образом, требование к участникам закупки о представлении сведений об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, а также непринадлежности участника к офшорным организациям в форме деклараций, является неправомерным.

Относительно требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную территориальным органом безопасности, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является оказание услуг по проведению технического обслуживания систем пожарной безопасности и охранной сигнализации в зданиях Заказчика.

Согласно пояснениям Заказчика, необходимость предоставления лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлена тем, что в 1 из 23 объектов, подлежащих обслуживанию, а именно в Выборгском гарнизонном военном суде, имеется помещение для ведения секретного делопроизводства, техническое обслуживания противопожарных систем которого требует наличия указанной лицензии.

Пунктом 4.1.9 проекта контракта документации об Аукционе установлено требование к исполнителю по государственному контракту о представлении действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную территориальным органом безопасности (в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1997 года № 5485-1).

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком вышеуказанных дополнительных требований к участникам закупки нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не указана цена каждой запасной части и заменяемых деталей.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что приложением № 2 «Перечень оборудования передаваемого для обслуживания по Контракту» к разделу «Техническое задание» документации об Аукционе определен полный перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию.

Таким образом, поскольку Заказчиком определен объем оказываемых услуг, указание цены каждой запасной части и заменяемых деталей в документации об Аукционе не требуется.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2,
пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Юридический центр «Модерн» обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего размера штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также установления Заказчиком требований к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 19.01.2016 по делу № К–51/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.