Решение по делу К–1281/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1281/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

06.10.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО «ПИРС» (далее – Заявитель) на действия Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Муниципального бюджетного учреждения «Центр организации и проведения конкурсных процедур» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Специализированная организация) при проведении Заказчиком, ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки), Специализированной организация электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь) (номер извещения 0101300094215000026) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Специализированной организацией Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В проекте контракта документации об Аукционе не указано сведений о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанных в заявке участника на участие в Аукционе, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.

2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ товара «горячекатаная арматурная сталь».

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Специализированная организация действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 26.07.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 2 574 473 190 рублей;

4) дата проведения Аукциона –29.10.2015.

1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В части 2.6. раздела 2 Предмет Контракта (Наименование объекта закупки) документации об Аукционе предусмотрено, что «работы по Контракту выполняются Генеральным подрядчиком из предоставленных им материалов, изделий и оборудования (товара), его собственными силами и средствами, силами и средствами привлеченных организаций в соответствии с требованиями Контракта, по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь). При этом Генеральный подрядчик, предоставивший материал, изделие или оборудование (товар) для выполнения работы, отвечает за его качество и сохранность в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта, прилагаемого к документации об Аукционе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, нарушают часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе в части добавления к проекту контракта Приложения 4 «Номенклатура товаров, применяемых подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь)».

В редакции документации об Аукционе, опубликованной на Официальном сайте 02.10.2015, содержится следующая информация: «работы по Контракту выполняются Генеральным подрядчиком из предоставленных им материалов, изделий и оборудования (товара), его собственными силами и средствами, силами и средствами привлеченных организаций в соответствии с требованиями Контракта, в том числе с использованием товара, конкретные показатели которого, указаны в Номенклатуре товаров, применяемых подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь) (Приложение № 4 к Контракту). При этом Генеральный подрядчик, предоставивший материал, изделие или оборудование (товар) для выполнения работы, отвечает за его качество и сохранность в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации».

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе установлено: «Описание заказчиком используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться осуществлено с использованием обозначений, приведенных в настоящей инструкции и содержится в документации об электронном аукционе (РАЗДЕЛ II. Техническое задание, Приложения № 1 к Техническому заданию, Поз. 6).

Предоставление участниками закупки конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименования страны происхождения товара (далее – конкретные показатели товара), должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки по каждой позиции (наименованию) товара предоставляет конкретные показатели характерные (принадлежащие) только одному виду (типу, марке и т.п.) товара по установленной заказчиком позиции товара.

Предоставляемые участниками закупки конкретные показатели используемого товара также должны соответствовать требованиям ГОСТ согласно документации об электронном аукционе (РАЗДЕЛ II. Техническое задание, Приложение № 1 к Техническому заданию, Поз. 1, 6). В заявках участников закупки должны использоваться обозначения конкретных показателей товара соответствующие обозначениям, примененным заказчиком при установлении используемых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться».

В позиции 3 «горячекатаная арматурная сталь» установлены требования к химическому составу стали:

Единица измерения Максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться

- Массовая доля кремния не более 0,95

- Массовая доля хрома менее 0,35

- Массовая доля никеля не более 0,30

- Массовая доля серы не более 0,055

- Массовая доля фосфора не более 0,05

- Массовая доля меди не более 0,35

- Массовая доля углерода не менее 0,20 и не более 0,39

- Массовая доля марганца не менее 0,80 и не более 1,85

 

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 02.10.2015 внесены изменения в документацию об Аукционе в части указания по позиции 3 «горячекатаная арматурная сталь» значений соответствующих ГОСТ 5781-82, что не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «ПИРС» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения устранены Заказчиком путем внесения изменений в документацию об Аукционе, по данному делу предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 06.10.2015 № К–1281/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.