Две крайности, ведущие к конфликту поколений

Многолетняя практика педагогической работы и педагогических консультаций по примирению детей и родителей, сохранению семей и теплых дружественных отношений между поколениями позволили мне выявить ряд вопросов, которые чаще всего волнуют родителей во взаимоотношениях со своими детьми, и ответы на которые они порой находят слишком поздно.

Один из вопросов, ответ на который чаще всего хотят услышать родители, приходящие ко мне на консультации с просьбой помочь им, -стоит или не стоит родителям, осуществляя воспитательный процесс, вмешиваться в личную жизнь ребенка и ее контролировать?

Как поступают родители, в отношении своих детей решая этот воспитательный вопрос? Чаще всего родители, посоветовавшись с другими такими же родителями,  принимают одну из двух популярных в родительской среде точек зрения на эту проблему. Первая заключается в том, что вы не хотите вмешиваться в жизнь вашего ребенка и вам не важно, кем он будет, когда вырастет, главное, что бы он стал хорошим человеком.Вторая точка зрения гласит, что вам не все равно кем будет ваш ребенок, когда вырастет. И вы, заботясь о его судьбе, берете под свой контроль его личную жизнь, образование, дополнительные занятия. Вы сами решаете, чем он будет заниматься, а чем не будет. Вы заполняете собой его личное пространство и постепенно, сами того не замечая, вытесняете его на обочину его же собственной жизни.

К сожалению эти две крайние точки зрения приняты и весьма популярны среди родителей уже ни одно поколение. Почему к сожалению? Потому, что обе они ошибочны и от них больше вреда, чем пользы. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с фактом непонимания, конфликта в семье, разрушения семейных отношений, разрыва отношений между близкими людьми, включая разрыв отношений между детьми и родителями – мы имеем дело с результатом этого вреда. Кстати, разрыв отношений между детьми и родителями не зависит от возраста детей и может происходить уже в раннем возрасте.

Безусловно, любой конфликт разрушителен, а некоторые из них могут в вашей жизни «камня на камне не оставить». Конфликт между детьми и родителями из этой серии. Механизмы этого конфликта и принципы их взаимодействия могут быть разными. Это надо обсуждать на родительских семинарах или индивидуальных консультациях, которые я уже много лет провожу для родителей. Механизмы развития конфликта индивидуальны, а вот пружина, приводящая механизм в действие, у всех общая.