РЕШЕНИЕ от 12 февраля 2019 г. по делу № 1-00-283/77-19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "Ц" (далее также - Организатор торгов), при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО "К" (сообщение N 3301696 лот N 3, далее - Торги)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
 
установила:
 
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Таким образом, проведение спорного Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерной отмене торгов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2017 по делу N А40-117705/16 ООО "К" (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим Должника утверждена И.
Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества Должника опубликовано в печатном издании "Коммерсантъ" (сообщение N 77032844247 от 15.12.2018), на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕРФСБ) (сообщение N 3301696 от 17.12.2018), а также информация о проведении Торгов размещена на сайте Оператора ЭТП www.m-ets.ru (реестровый N 34304-ОТПП лот N 1).
В соответствии с указанными сообщениями, заявки на участие в Торгах принимаются с 17.12.2018 11:00 по 05.02.2019 11:00. Предметом Торгов по оспариваемому лоту являются Транспортные средства (Место нахождения:
ОАО "Д" г. Дмитров, МО): 1) Марка модель ТС ГАЗ 330232 VIN Х96330232А2391080, Год изготовления ТС 2010 г.,Гос.N Т 459 ХУ 199. 2) Тип ТС Погрузчик фронтальный 1,4м3, Марка модель ТС CATERPILLAR 914G VIN CFN 0914GJPDF00556, Год изготовления ТС 2005 г., Гос.N 0734 ВЕ 77. 3) Тип ТС АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК Марка модель ТС DEMAG DF135CШасси (рама) N 33646,Год изготовления ТС 2006 г.,Гос.N ВЕ 4359. 4) Тип ТС Каток гладковальцовый тротуарный 1,5 т Марка модель ТС ВОМАС ВW 80 AD-2 Шасси (рама) N 101460424745, Год изготовления ТС 2004 г., Гос.N 8521 ВК 77. 5) Тип ТС МАШИНА КОММУНАЛЬНАЯ Марка модель ТС БЕЛАРУСЬ МТЗ-82.1 Шасси (рама) N 8052923,Год изготовления ТС 2001 г.,Гос.N ВК 3411. Начальная цена лота N 3 составляет 4 500 000 руб.
Комиссией установлено, что в период проведения Торгов с 16.01.2019 11:00 по 21.01.2019 11:00 в установленный для подачи заявок срок Заявитель 21.01.2019 подал заявку на участие в торгах с предложением о цене имущества в 1 921 000 руб.
В свою очередь, 24.01.2018 Организатором торгов на основании письменного уведомления Конкурсного управляющего И. от 20.01.2019 N 1 о необходимости снятия с торгов лота N 3 отменил проведение торгов по оспариваемому лоту.
Из письма Конкурсного управляющего И. следует, что ООО "Г", в аренде которого находится имущество, являющееся предметом Торгов по оспариваемому лоту, сообщило о том, что данное имущество утеряло свои эксплуатационные свойства и готова возместить упущенную выгоду с учетом затрат на проведение Торгов.
Вместе с тем Комиссия усматривает данные действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются начальная цена, величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (пункт 15 статьи 110 Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов (внешнего, конкурсного управляющего) от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатор торгов (конкурсный управляющий) вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в сложившейся судебной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 N 308 ЭС15-19289).
Материалами дела установлено, что Организатором торгов было принято решение об отмене Торгов по Лоту N 3 после начала начала приема заявок на участие в торгах и поступления первой заявки Заявителя, то есть с нарушением срока для отмены торгов.
Являясь Организатором торгов и зная о наличии поступившей заявки, Организатор торгов в нарушение требований законодательства о банкротстве отменил торги, тем самым нарушив права и законные интересы Заявителя, а поэтому указанные действия Организатора торгов не могут быть признаны законными.
В связи с вышеизложенным, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Организатора торгов обоснованной. В действиях Организатора торгов усматриваются нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В свою очередь, учитывая тот факт имущество, являющееся предметом Торгов по оспариваемому лоту находится в негодном состоянии, а также то, что указанное имущество отозвано с реализации Конкурсным управляющим И. Комиссия не усматривает основания для выдачи предписания о возобновлении отмененных торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 ГК РФ.
3. Обязательное для исполнения предписание Организатору торгов не выдавать, поскольку допущенные нарушения носят неустранимый характер.
4. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.02.2019 N ПО/5612/19.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.