РЕШЕНИЕ от 7 октября 2020 г. № 223ФЗ-782/20 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"--"
"--"
представили ООО "РА" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения посредством системы видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО УК "Т" от 01.10.2020 N 1041 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств (извещение N 32009385605), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО УК "Т" (далее - Заявитель) от 01.10.2020 N 1041 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств (извещение N 32009385605) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РБ", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РБ" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.08.2020;
2. начальная (максимальная) цена договора - 113 133 092, 86 рубля;
3. дата окончания подачи заявок - 24.08.2020;
4. на участие в Конкурсе подано - 9 заявок;
5. дата рассмотрения первых частей заявок - 27.08.2020;
6. на участие в Конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено - 9 заявок;
7. дата рассмотрения вторых частей заявок - 10.08.2020;
8. на участие в Конкурсе по результатам рассмотрения вторых частей заявок допущено - 2 заявки;
9. дата подведения итогов - 08.09.2020;
10. Победителем Конкурса признан участник ООО "С" с предложением о цене договора - 110 870 431 рубль.
В ходе заседания 05.10.2020 Комиссия ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 07.10.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего неправомерно решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Документации.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлен порядок оценки по критерию "Опыт участника", который оценивается путем деления услуг по уборке на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:
Цj сигма опыт Бj= * 20, где Ц нач. макс Б j - количество баллов j-го участника;
Цj сигма опыт - стоимость оказанных j-ым участником услуг по уборке (без учета НДС);
Цнач.макс. - начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).
20 - максимально возможное количество баллов.
В случае, если стоимость оказанных услуг равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов.
При этом указано, что для подтверждения соответствия указанному критерию участникам Конкурса необходимо представить:
- документы по форме приложения N 1.3. к Документации;
- гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала.
Согласно пункту 3.11.5 Документации, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 22.09.2020 N 450/ОКЭ-ЦДПО/20 (далее - Протокол) заявка Заявителя (N 6) признана не соответствующей требованиям Документации на основании пунктов 3.11.5 Документации, в связи с представлением документов, предусмотренных пунктом приложение N 1.4 Документации, содержащих информацию об участнике закупки, несоответствующую действительности, а именно представлены недостоверные сведения о наличии у участника опыта по фактически оказанным услугам по уборке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заявитель в составе заявки представил договор от 15.01.2018 N 2729358, заключенный с ОАО "РБ" (далее - Договор), при этом в документе по форме приложения N 1.3 Документации в графе "Наличие жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору" по указанному договору Заявителем указано "нет".
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России представлены сведения о наличии притензий от 30.10.2018 N ИСХ-4799/МДМВ, 14.03.2018 N ИСХ-1155/МДМВ, от 12.04.2018 N ИСХ-1619/МДМВ, от 30.08.2020 N ИСХ-3754/МДМВ по исполнению Заявителем своих обязательств по Договору, в связи с чем заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Документации и принято решение об отказе в допуске Заявителя к участию в Конкурсе.
Комиссия ФАС России, изучив Договор, пришла к выводу, что претензии от 30.10.2018 N ИСХ-4799/МДМВ, 14.03.2018 N ИСХ-1155/МДМВ, от 12.04.2018 N ИСХ-1619/МДМВ, от 30.08.2020 N ИСХ-3754/МДМВ не подтверждают факт ненадлежащего исполнения обязательств по Договору. Так в соответствии с пунктом 10.2 Договора срок рассмотрения претензии составляет три недели. При этом, пунктом 10.3 Договора, в случае если споры не урегулированы сторонами с помощью переговоров и в претензионном порядке, то они передаются заинтересованной стороной в Арбитражный суд.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства уплаты штрафа Заявителем в течение трех недель. Так же Заказчик в претензиях от 14.03.2018 N ИСХ-1155/МДМВ, от 12.04.2018 N ИСХ-1619/МДМВ, от 30.08.2020 N ИСХ-3754/МДМВ сообщает, что в случае не оплаты обратится в суд с исковым заявлением.
Вместе с тем, Комииссия ФАС России установила, что в арбитражном суде отсутствуют споры, не урегулированные стронами Договора. Кроме того ЕИС также не содержит каких-либо сведений о наличии претензий со стороны ОАО "РБ" при исполнении Договора.
Также ОАО "РБ" не представлено на заседании Комиссии ФАС России доказательств, подтверждающих удержание суммы штрафа, подлежащего уплате на основании претензий.
Учитывая изложенное, Заказчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих ненадледлежащее исполнение Договора Заявителем.
Вместе с тем, согласно приложению 1.3 Документации участник имеет право представить доказательства о наличии опыта, в том числе по неисполненым в полном объеме договорам.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не соответствуют подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО УК "Т" ("--") от 01.10.2020 N 1041 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" ("--") при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств (извещение N 32009385605) обоснованной.
2. Признать ОАО "РБ" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РБ", ООО "РА" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 07.10.2020 N 223ФЗ-782/20.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.10.2020 N 223ФЗ-782/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.