РЕШЕНИЕ от 30 апреля 2020 г. № 223ФЗ-320/20 по результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Ц" от 21.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1522/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку инженерно-технологического оборудования, включая выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (извещение N 32009046018), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Ц" (далее - Заявитель) от 21.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1522/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку инженерно-технологического оборудования, включая выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (извещение N 32009046018) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 27.03.2020;
2. начальная (максимальная) цена договор - Лот N 1-92 280 000; Лот N 2-17 940 000 рублей; Лот N 3-69 360 000; Лот N 4-5 040 000;
3. дата окончания подачи заявок - 12.05.2020;
4. дата рассмотрения заявок - 26.05.2020;
5. дата проведения торгов и подведения итогов - 28.05.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком не представлены разъяснения положений Документации.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что 14.04.2020 Заказчику направлен запрос разъяснений положений Документации. Вместе с тем, в установленный законодательством срок, а именно в срок до 17.04.2020, Заказчиком не представлено разъяснение на указанный запрос.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика подтвердил получение 14.04.2020 запроса на разъяснение положений Документации, содержащего 3 технических вопроса. Также представитель Заказчика сообщил, что в связи с техническими особенностями предмета закупки Заказчику потребовалось дополнительное время для предоставления разъяснений на запрос от 14.04.2020. При этом ответ по существу на указанный запрос разъяснений размещен в ЕИС 29.04.2020 (11 рабочий день с даты поступления запроса разъяснений).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, представившего разъяснение положений Документации с нарушением сроков, установленных Законом о закупках, нарушают часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком представлено разъяснение положений Документации на запрос Заявителя от 14.04.2020, выдача предписания об устранении выявленного нарушения является нецелесообразным.
Дополнительно ФАС России сообщает, что текст жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Ц" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 21.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1522/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку инженерно-технологического оборудования, включая выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (извещение N 32009046018) обоснованной.
2. Признать ОАО "Р" нарушившим часть 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о закупках устранено, предписание об устранении нарушения Закона о закупках не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.04.2020 N 223ФЗ-320/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.