РЕШЕНИЕ от 29 апреля 2019 г. по жалобе № Т02-265/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей
АО "П" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "К" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 19.04.2019 вх. N 12007/19) ООО "К" на действия организатора торгов АО "П" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на производство работ по комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений (извещение N 31907757313), заслушав пояснения представителей сторон,

установила:

11 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31907757313 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на производство работ по комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений, включая документацию на проведение запроса предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "П" (далее - Положение о закупках), версия 9 от 16.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
 
Начальная (максимальная) цена15 000 000,00 руб.

Дата публикации извещения(по местному времени заказчика)11.04.2019

Дата и время окончания подачи заявок(по местному времени заказчика)
23.04.2019 в 21:00 (МСК)

Дата и время рассмотрения и оценки заявок(по местному времени заказчика)29.04.2019

Место рассмотрения и оценки заявокпо адресу в сети интернет www.fabrikant.ru

2. Доводы жалобы:
Заявитель оспаривает действия Организатора торгов по незаконному установлению в Документации необоснованных неизмеряемых требований к участникам о наличии персонала, производственных мощностей и оборудования.
По мнению Заявителя установленные в Документации сведения о сроках оказания услуг противоречат указанному в извещении о Закупке, опубликованном на ЕИС.
Заявитель полагает необоснованным установление в Документации в качестве способа обеспечения заявки внесение денежных средств без возможности предоставления банковской гарантии.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N 78/14084/19 от 24 апреля 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
АО "П" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 4.1 Документации установлено, что участник процедуры должен иметь соответствующие производственные мощности, квалифицированный персонал (согласно п. 6 Технического Задания):
- слесари-сантехники - не менее 4 человек; водители имеющие свидетельство ДОПОГ (Дорожная перевозка опасных грузов) (не менее 8 человек), ИТР с группой допуска по электробезопасности не ниже IV - 2 чел.; электрики (электромонтажник) с группой допуска не ниже III - не менее 2 чел.; работник с группой допуска II - не менее 2 чел.
- персонал аттестованный по охране труда и пожарной безопасности (не менее 8 чел.), персонал имеющий удостоверения о повышении квалификации по программе: "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами" - не менее 3 чел.
Также согласно п. 4.1 Документации участник должен иметь необходимое оборудование, технологическую оснастку, средства обеспечения безопасности, средств контроля и измерений для обеспечения выполнения работ (согласно п. 6 Технического Задания).
Пунктом 6 Технического задания Документации определены требования к подрядчику, а именно:
1. Опыт выполнения аналогичных видов и объемов работ (подтвердить документально предоставлением копий исполненных договоров и актов выполненных работ за последние два года).
2. Наличие квалифицированного персонала, слесарь-сантехник - не менее 4 человек; водителей имеющих свидетельство ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) (не менее 8 человек), ИТР с группой допуска по электробезопасности не ниже IV - 2 чел.; электрик (электромонтажник) с группой допуска не ниже III - не менее 2 чел.; работник с группой допуска II - не менее 2 чел.
аттестованный персонал по охране труда (не менее 8 чел.) и пожарной безопасности (не менее 8 чел.), персонал прошедший повышение квалификации по программе: "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами (не менее 3 чел) Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2015);
Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015);
Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007);
Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (ISO 26000:2010);
3. Наличие необходимого оборудования, комбинированных машин объемом 20м3 (10м3 под воду и 10м3 под осадок) с размывочным насосом высокого давления с расходом (далее Q) - 406 л/мин, давлением (далее P) - до 200 атм. и вакуумный насос производительностью 2075 м3/ч; Размывочный насос высокого давления, Q - 120 л/мин, P - до 200 атм., Комбинированных машин, общим объемом 12м3 (10м3 под воду и 2м3 под осадок или 6м3 под воду и 6м3 под осадок) с насосами высокого давления, Q - 360 л/мин, P - до 200 атм. - 2 шт. и вакуумным насосом производительностью 1800 м3/ч, каналопромывочных машин объемом 8м3 с насосом высокого давления Q - 360 л/мин, P - до 200 атм., илососов общим объемом 13м3 (1м3 воды на размывку осадка) с вакуумным насосом, производительностью 1800 м3/ч., илососы объемом 14м3 (без размывки) с вакуумным насосом производительностью 2700 м3/ч., комбинированных машин, общим объемом 11 м3 (2м3 воды на промывку и 9м3 под осадок), технический автомобиль для размывки, автолаборатории для проведения видеодиагностического обследования, технический автомобиль, аттестованный для ДОПОГ, автотранспорт для перевозки персонала по территории порта, технический автомобиль для перевозки технологической оснастки, средств обеспечения безопасности, клиринговых средств, для обеспечения выполнения работ.
4. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
5. Наличие документированной системы контроля за качеством.
6. При использовании подъемных сооружений (согласно приказу N 533 от 12 ноября 2013 г.) предоставить копии документов о регистрации ПС в органах Ростехнадзора, копии удостоверений и протоколов персонала.
7. При работе с электроинструментом предоставить копии удостоверений и протоколов персонала, приказа о назначении ответственного, протокола о проверки инструмента.
8. Допускать к выполнению работ персонал, прошедший медицинский осмотр, прошедший обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний по охране труда, работам на высоте и в подземных сооружениях, оказанию первой помощи пострадавшим;
9. Соблюдать требования охраны труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности, безопасности правил дорожного движения, правил внутреннего трудового распорядка, действующих на территории АО "П" и всех издаваемых распоряжений, касающихся в любой степени предмета договора;
10. Обеспечивать нахождение работников Подрядчика на территории АО "П" в спецодежде с логотипом Подрядной организации, спецобуви, касках, сигнальных жилетах и других средств индивидуальной защиты, согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (обязательно иметь сигнальный жилет, защитную каску, страховочную привязь). При работе на причале иметь спасательный жилет, спасательный круг с линем. Спасательные круги, спасательные жилеты должны быть оранжевого цвета.
11. При проведении огневых или газопламенных работ, а также при выполнении работ искрообразующими инструментами иметь при себе и предъявлять по требованию "Заказчика" оригиналы актуальных удостоверений по пожарно-техническому минимуму и удостоверение сварщика, оформлять "наряд-допуск" на производство вышеизложенных работ, согласно Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
12. Соблюдать установленный пропускной режим. При производстве работ иметь при себе пропуск и копию паспорта. Ввиду специального режима, действующего на территории - Общество), нахождение на территории регулируется нормами действующего законодательства РФ, ФЗ N 5485-1 от 21.07.1993 г., а также локальными нормативно-правовыми актами Общества, в связи с чем, лицам, не имеющих гражданства Российской Федерации, а также иным лицам, нахождение которых на территории режимного объекта регламентируется вышеуказанными нормативно-правовыми актами, может быть отказано в допуске на территорию.
13. Допускать представителей Заказчика для контроля качества работ и выполнения требований безопасности, работниками подрядной организации, без вмешательства в технологический процесс.
14. Наличие у Подрядчика договоров со специализированными лицензированными полигонами по приему на размещение/утилизацию/обезвреживание отходов.
15. Подрядчик обязан нести ответственность за квалифицированное техническое обслуживание очистных сооружений. За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
16. Подрядчик несет ответственность за ущерб нанесенный оборудованию в результате повреждения или вывода из строя подрядчиком оборудования, находящегося на балансе заказчика, и несет ответственность за восстановление поврежденного оборудования за свой счет.
Несоответствие указанным в п. 4.1 Документации требованиям влечет отклонение такой заявки на основании п. 4.2 Документации.
По мнению Заявителя установленные Организатором торгов требования являются неизмеряемыми, так как не содержат порядка подтверждения наличия персонала, а также не устанавливают минимальное количество оборудования в собственности участника.
Представители Организатора торгов указали, что Документацией не регламентирован порядок подтверждения наличия персонала с целью расширения круга потенциальных участников Закупки, при этом, Документацией допускается любое подтверждение наличия у участника квалифицированного персонала, указанного в п. 4.1 Документации.
Также представители Организатора торгов пояснили, что пп. 3 п. 6 Технического задания Документации установлено количество некоторых видов оборудования, при этом, оборудование, упомянутое без минимального количества единиц, должно иметься у участника Закупки в любом количестве, т.е не менее одной единицы.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает соответствующим предмету Закупки установленное требование о наличии персонала, производственных мощностей и оборудования согласно п. 4.1 Документации.
На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно п. 18 Технического задания Документации срок выполнения работ - не более 240 календарных дней.
Также в соответствии с п. 4.1.1 Проекта договора Документации подрядчик обязуется выполнить Работы по полученной заявке и сдать их Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента начала Работ по заявке. Все Работы по договору должны быть выполнены не позднее 240 календарных дней с момента подписания Договора.
При этом в разделе "ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ, РАБОТЕ, УСЛУГЕ" электронной версии извещения о Закупке, сформированной на сайте ЕИС, указано: "Единица измерения - месяц, количество (объем) - 9".
Представители Организатора торгов пояснили, что размещенные в электронной версии извещения о Закупке, сформированной на сайте ЕИС, сведения о девяти месяцев сформированы с учетом процедуры заключения договора и не должны совпадать со сроками, указанными в п. 4.1.1 Проекта договора Документации, исчисляемыми с заключения договора.
На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
По третьему доводу жалобы:
Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Пунктом 5.4.5 Документации Организатором торгов предусмотрено, что для участия в закупке Претендент вносит финансовое обеспечение заявки в размере 5% от начальной стоимости Договора, а именно: Участник вносит на р/счет Заказчика: 750 000 (Семьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, без НДС.
Иных способов предоставления обеспечения заявки на участие в Закупке Документацией не предусмотрено.
Представители Организатора торгов пояснили, что Положением о закупках не предусмотрено право Организатора торгов устанавливать в качестве способа обеспечения заявок предоставление банковской гарантии, в связи с чем такой способ не был установлен в Документации.
На основании изложенного третий доводы жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России также находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 19.04.2019 вх. N 12007/19) ООО "К" на действия организатора торгов АО "П" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на производство работ по комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений (извещение N 31907757313), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов АО "П" нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

решила:

Признать жалобу (от 19.04.2019 вх. N 12007/19) ООО "К" на действия организатора торгов АО "П" (ИНН <...>, ОГРН <...>) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на производство работ по комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений (извещение N 31907757313) необоснованной.
<...> Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.