РЕШЕНИЕ от 25 апреля 2019 г. по делу № 077/07/00-2358/2019 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
представителей от заказчика - АО "О" <...> (доверенность от 24.04.2019 N 352/04), <...> (доверенность от 05.02.2019 N 73/02), <...> (доверенность от 25.04.2018 N 253/04),
представителей от заявителя - ООО "Р" <...> (доверенность
от 25.04.2019 N 254091), <...> (доверенность от 25.04.2019 N 254092),
рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия
АО "О" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора
на техническое обслуживание и текущий ремонт экскаваторов и погрузчиков (реестровый N 31907735548) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, положения Закупочной документации Заказчика противоречат Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорной Закупке.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы Закупочная документация содержит неизмеряемые требования к показателю критерия квалификация участников закупки "Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов".
Так, у участника размещения заказа в наличии должно находится не менее одной станции технического обслуживания автомобилей (далее - СТОА), расположенной не далее 20 км от места размещения стоянки автотранспорта Заказчика.
Наличие у участника размещения заказа СТОА будет рассматриваться согласно предоставленной информации в справке, подтверждающей наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов с приложением копий договоров, подтверждающих наличие СТОА.
При оценке будет учитываться расстояние удаленности СТОА от места размещения стоянки автотранспорта Заказчика по адресу <...> а именно:
- до 15 км включительно- 50 баллов;
- более 15 км до 20 км включительно - 25 баллов;
- свыше 21 км - 0 баллов.
Максимальное количество баллов по даному показателю 20 с учетом веса критерия.
Между тем, положениями Закупочной документации не определено, как именно расстояние от СТОА до места размещения стоянки автотранспорта Заказчика будет учитываться Заказчиком при оценке заявок по данному критерию (в соответсвии с общим расстоянием согласно маршруту, который может быть рассчитан Заказчиком по-разному исходя из наличия пробок на дорогах или исходя из относительно общего радиуса удаленности СТОА от места размещения стоянки Заказчика.Кроеме того, с учетом дорожной ситуации в г. Москве доводы Заказчика о преимуществах близкого расположения СТОА оцениваются Комиссией критически в связи с тем, что наименьшее расстояние не гарантирует оперативную доставку обслуживаемой техники в СТОА.
В связи сизложенным, в Закупочной документации отсутствуют положения, через которые возможно установить то, какие именно объективные факторы влияют на присвоение тех или иных баллов участникам Закупки.
Предметом обжалования являются, согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Закупочной документации требований, противоречащих Закону о закупках, что является основанием обращения в антимонопольный орган, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
Комиссией выявлено, что Заказчиком в Закупочной документации установлены также следующие требования.
Содержание критерия "наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов" квалификации участника закупки содержит требование о наличии у участника размещения заказа СТОА общей площадью не менее 900 кв. м, оборудованных кран-балкой грузоподъемностью 10 тонн для разгрузки неисправной техники внутри цеха, электропечами закалочными, постами для мойки. При оценке будет учитываться наличие кран-балки грузоподъемностью 10 тонн для разгрузки неисправной техники внутри цеха, станков для обработки металла, электропечами закалочными, постами для мойки, размещенных на СТОА участника.
При отсутствии какого-либо оборудования: кран-балки грузоподъемностью 10 тонн для разгрузки неисправной техники внутри цеха, станков для обработки металла, электропечи закалочной, поста для мойки, участник получает 0 баллов.
Максимальноеколличество баллов по даному показателю 20 с учетом веса критерия.
Относительно начисления баллов за отсутствие или наличие кран-балки грузоподъемностью 10 тонн Комиссией установлено, что порядок оценки носит необъективный характер начисления соответствующих баллов, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности участников Закупки и равные условия его проведения.
Так, Заказчиком установлено, что в случае отсутствия у участника кран-балки, участник получит 0 баллов.
Представители Заявителя пояснили, что кран-балка является не единственным техническим устройством для разгрузки неисправной техники внутри цеха.
При этом Заказчик на заседании Комиссии не смог представить доказательств и объективных причин установления данного требования.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом, в частности, информационной открытости закупки, отсутствие необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.
Кроме того, порядок изложения Заказчиком требований о наличии кран-балки и расстоянии СТОА от места размещения стоянки Заказчика, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку Заказчик, не учитывая предмет закупки, установил чрезмерные требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении технического обслуживания, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении конкурентной процедуры.
Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку сама Закупочная документация не соответствует положениям действующего законодательства, технические требования, указанные Заказчиком, вводят участников Закупки в заблуждение и приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Закупке.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 апреля 2019 г. по делу № 077/07/00-2358/2019
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.04.2019 по делу N 077/07/00-2358/2019,

предписывает:

АО "О устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт экскаваторов и погрузчиков (реестровый N 31907735548) (далее - Закупка), а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.
3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 25.04.2019 по делу N 077/07/00-2358/2019.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 10 (Десяти) рабочих дней с даты размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.
7. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Закупочной документации.
8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 12.08.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 14.08.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.