РЕШЕНИЕ от 29 апреля 2019 г. по жалобе № Т02-269/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ПАО "Л" (далее - Организатор торгов); от ООО "Ф" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.04.2019 вх.N 11610-ЭП/19) ООО "Ф" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Л" (далее - Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения рамочного договора поставки арматуры для крепежа и линейной арматуры для осуществления работ выполняемых ПАО "Л" хозяйственным способом в период 2019-2020 г. (общим объемом не более 100 млн.руб. с НДС) (191357) (извещение N 31907604117), заслушав пояснения представителей сторон,

установила:

04 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907604117 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения рамочного договора поставки арматуры для крепежа и линейной арматуры для осуществления работ выполняемых ПАО "Л" хозяйственным способом в период 2019-2020 г. (общим объемом не более 100 млн.руб. с НДС) (191357) (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО "Р" (далее - Положение о закупках) в редакции от 23.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
 
Начальная (максимальная) цена
100 000 000,00 руб.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)
04.03.2019

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)
25.03.2019 в 11:00 (МСК)

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)
27.03.2019, 04.04.2019 (МСК)

Место рассмотрения и оценки заявок
http://roseltorg.ru

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907604117 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Ф" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "Л" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Ф" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/13324/19 от 18.04.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/13324/19 от 18.04.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупкии документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N ОК-19/8 РС-4 от 29.03.2019 заявка ООО "Ф" (идентификационный номер участника:N 78263) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Участник в Приложении N 6 к Предложению на участие указал 72 единиц продукции, что не соответствует требованиям согласно приложению N 1 к Техническому заданию Закупочной документации - 69 единиц продукции. В соответствии с п. п. б) п. 6.2.3 Закупочной документации на основании решения Закупочной комиссии предложение участника N 78263 не принимается к дальнейшему рассмотрению".
Согласно п. п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
04.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - ЕИС) было опубликовано извещение N 31907604117 о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение), включая Документацию о Закупке.
В соответствии с п. 8 информационной карты Документации дата и время окончания срока, последний день срока подачи Заявок: "25" марта 2019 года 11:00 (время московское).
Как следует из п. 2.3.1 Документации, до окончания срока подачи заявок Заказчик может по любой причине внести изменения в извещение о закупке и/или документацию о закупке.
Согласно п. 2.3.2 Документации изменения, вносимые в извещение о закупке и/или документацию о закупке размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного в извещении о закупке и документации о закупке.
07.03.2019 ПАО "Л" на основании протокола очного заседания Закупочной комиссии по внесению изменений в Извещение и Документацию, перенос сроков окончания приема предложений по закупке N ОК-19/34 РС-2 от 07.03.2019 в ЕИС опубликовало извещение о внесении изменений в Извещение и Документацию, а именно, в Приложение N 1 к части 2 "Информационная карта закупки" Документации (Критерии оценки предложений участников).
Также 07.03.2019 одновременно с публикацией извещения о внесении изменений в Извещение и Документацию от 07.03.2019 ПАО "Л" в ЕИС опубликовало новую (действующую) редакцию Документации с учетом внесенных изменений от 07.03.2019. При этом ранее размещенная редакция Документации от 04.03.2019 согласно информации, размещенной в ЕИС, была признана недействующей.
14.03.2019 ПАО "Л" на основании протокола очного заседания Закупочной комиссии по внесению изменений в Извещение и Документацию, перенос сроков окончания приема предложений по закупке N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019 в ЕИС опубликовало извещение о внесении изменений в Извещение и Документацию, а именно, в Приложение N 1 к Техническому заданию - Номенклатурный перечень и в Обоснование стоимости, являющихся неотъемлемой частью Документации.
Также 14.03.2019 одновременно с публикацией извещения о внесении изменений в Извещение и Документацию от 14.03.2019 ПАО "Л" в ЕИС опубликовало новую (действующую) редакцию Документации с учетом внесенных изменений от 14.03.2019. При этом ранее размещенная редакция Документации от 07.03.2019 согласно информации, размещенной в ЕИС, была признана недействующей.
29.03.2019 в ЕИС была опубликована новая (действующая) редакция Документации. При этом ранее размещенная редакция Документации от 14.03.2019 согласно информации, размещенной в ЕИС, была признана недействующей, однако каких-либо новых изменений (за исключением изменений от 07.03.2019 и 14.03.2019), в том числе извещений о внесении изменений в Извещение и Документацию опубликовано не было.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N ОК-19/8 РС-4 от 29.03.2019 заявка ООО "Ф" (идентификационный номер участника:N 78263) была зарегистрирована 23.03.2019 в 21:53.
Таким образом, действующей на момент подачи заявки ООО "Ф" редакцией Документации являлась Документация, размещенная в ЕИС от 14.03.2019.
Согласно п. 3.1.2 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ" и в соответствии с формами документов, установленными частью III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ".
Как следует из п. 3.1.3 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, участник должен принять во внимание, что согласно ч. 19 и ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заявка участника состоит их двух частей и ценового предложения, при этом первая часть содержит предложение в отношении предмета закупки.
На основании п. 3.4.1 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы, указанные в пунктах 9 - 14 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ".
В соответствии с пп. "а" п. 10 информационной карты Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав первой части заявки Техническое предложение в соответствии с требованиями, изложенными в разделе IV "Техническое задание" документации о закупке (в соответствии с п. 16 приложения 1 к Типовым требованиям Единого Стандарта закупок ПАО "Р") по установленной в Документации форме 8 в части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ".
Согласно пп. 7 п. 9 информационной карты Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, Техническое предложение должно соответствовать техническому заданию документации о закупке.
Как следует из п. 3.5.5 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями части V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" по формам, установленным в части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ".
На основании раздела 5 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, Техническое задание представлено в Приложении N 1 к Документации.
Согласно п. 2.1 Приложения N 1 к Документации (Техническое задание) Номенклатурный перечень и адрес доставки указаны в Приложении N 1.
Приложением N 1 к Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Документации, установлен Номенклатурный перечень продукции, состоящий из 72 позиций, а также указаны адреса доставки, указанной продукции.
Пунктом 6.2.1 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, установлено, что заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
В соответствии с пп. "б" п. 6.2.3 Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на то, что Техническое предложение, представленное в составе заявки ООО "Ф", было составлено в соответствии с требованиями Приложения N 1 к Техническому заданию (Номенклатурный перечень), входящего в состав действующей редакции Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, и содержащего 72 позиции продукции, являющейся предметом Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснил, что одновременно с публикацией протокола очного заседания Закупочной комиссии по внесению изменений в Извещение и Документацию, перенос сроков окончания приема предложений по закупке N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019 (далее - протокол N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019) и извещения о внесении изменений в Извещение и Документацию от 14.03.2019 в ЕИС были опубликованы приложение N 1 к протоколу N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019 - новая редакция Приложения N 1 к Техническому заданию (Номенклатурный перечень), в котором указано 69 позиций продукции, а также приложение N 2 к протоколу N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019 - новая редакция Обоснования стоимости, в которой также указано 69 позиций продукции. Таким образом, Техническое предложение ООО "Ф", представленное в составе заявки, содержало перечень продукции не соответствующий, установленному в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации, ввиду чего заявка ООО "Ф" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем приложения NN 1, 2 к протоколу N ОК-19/34 РС-3 от 14.03.2019 не являются составной частью Документации, а изменения, указанные в приложениях N 1, 2 к протоколу N ОК-19/34 РС-3 в отношении количества позиций продукции, являющейся предметом Закупки, не были внесены в действующую редакцию Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Приложение N 1 к Техническому заданию (Номенклатурный перечень), Обоснование стоимости и Приложение N 1 к Таблице цен, входящие в состав действующей редакции Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, содержат 72 позиции продукции, являющейся предметом Закупки.
Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что Техническое предложение, представленное в составе заявки ООО "Ф", содержит 72 позиции продукции, являющейся предметом Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит в выводу о том, что Заявитель ООО "Ф" сформировал и подал заявку в соответствии с требованиями действующей на момент подачи заявки ООО "Ф" редакции Документации, размещенной в ЕИС от 14.03.2019, а решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Ф" от участия в процедуре Закупки на основании несоответствия Технического предложения, представленного всоставе заявки ООО "Ф", требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию Документации в отношении количества единиц продукции является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "Ф" от участия в процедуре Закупки на основании несоответствия Технического предложения, представленного в составе заявки ООО "Ф", требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию Документации в отношении количества единиц продукции в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1) Признать жалобу (от 17.04.2019 вх. N 11610-ЭП/19) ООО "Ф" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Л" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения рамочного договора поставки арматуры для крепежа и линейной арматуры для осуществления работ выполняемых ПАО "Л" хозяйственным способом в период 2019-2020 г. (общим объемом не более 100 млн.руб. с НДС) (191357) (извещение N 31907604117) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Л" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Ф" от участия в процедуре Закупки на основании несоответствия Технического предложения, представленного в составе заявки ООО "Ф", требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию Документации в отношении количества единиц продукции в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Организатору торгов ПАО "Л" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения рамочного договора поставки арматуры для крепежа и линейной арматуры для осуществления работ выполняемых ПАО "Л" хозяйственным способом в период 2019-2020 г. (общим объемом не более 100 млн.руб. с НДС) (191357) (извещение N 31907604117) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, публикации редакции Документации с учетом всех внесенных изменений от 07.03.2019 и 14.03.2019, возобновления сроков подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.