РЕШЕНИЕ от 7 мая 2019 г. по делу № 077/07/00-510/2019 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.04.2019,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Т" (далее - общество, заявитель) на действия АО "Н" (далее - заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ "Разработка программного обеспечения для программно-технического комплекса "Электронный каталог типовых проектных решений и типовых технологических карт по КЛ с изоляцией из сшитого полиэтилена" (реестровый N 31907602117), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Отклонение заявки участника закупки без законных на то оснований, свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в связи с чем рассматриваемая жалоба заявителя попадает под основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, и подлежит рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение НИОКР "Разработка программного обеспечения для программно-технического комплекса "Электронный каталог типовых проектных решений и типовых технологических карт по КЛ с изоляцией из сшитого полиэтилена".
Как указывает заявитель, заказчик в протоколе N 7с/02 от 11.04.2019 указал следующие основания отклонения заявки заявителя: не выражены в полном объеме требования тома 2 "Техническая часть", а именно:
- отсутствует исчерпывающее описание требований к функциям программно-технического комплекса;
- не ясна архитектура каталога;
- нет описания связи с клиентом;
- отсутствуют предложения по структуре каталога - конструктивные элементы, технологические карты, типы кабелей и муфт и др.;
- нет пунктов с основным содержанием работ и результатами работы;
- отсутствует информация об объеме выходной рабочей документации, в том числе необходимой для осуществления государственной регистрации ПТК в Федеральной службе по интеллектуальной собственности - программы и методики испытаний, программы тестовой эксплуатации, руководств пользователей и администраторов и т.д.
Как указывает заявитель, Заказчиком в закупочной документации не были определены заранее критерии оценки Технического предложения по характеристикам "исчерпывающее описание требования к функциям программно-технического комплекса", "архитектура каталога", "связь с клиентом", "предложения по структуре каталога", "наличие пунктов с основным содержанием работ и результатов работ", "информация об объеме выходной рабочей документации", и прочие критерии, применяемые при оценке. Вышеуказанные критерии по оценке качества технического предложения, а также порядок их применения, применяемые при оценке в отношении ООО "Т", не были обозначены в закупочной документации и не могут быть использованы при оценке заявки. Более того, качество Технического предложения не является оцениваемым критерием при оценке заявок Участников. В связи с чем заявитель настаивает на неправомерности действий заказчика по отклонению его заявки.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В целях применения названной нормы права, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.
Таким образом, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки.
В настоящем деле заказчик отклонил заявку участника закупки по причине несоответствия технического предложения, представляемого в составе заявки требованиям документации. Однако требования к техническому предложению, подлежащему представлению участниками закупки в составе заявки, закупочная документация не содержит.
Так, согласно требованиям документации участник закупки должен подать заявку на участие в закупке, включающее Техническое предложение, составленное в соответствии с Разделом 6, Формы 2. В соответствии с указанным разделом заказчиком предъявлены следующие требования к указанному документу, а именно: в тексте Технического предложения приводится информация в объеме достаточном для анализа выполнения всех требований тома 2 "Техническая часть" и Договора. Техническое предложение Участника закупки, должно включать: описание всех предлагаемых технических решений и характеристик систем с необходимыми чертежами. Иных требований к содержанию технического предложения документация не содержит, как и не содержит исчерпывающего перечня требований к содержанию такого технического предложения.
При этом на отборочной стадии закупки заказчик проверяет в рамках отборочной стадии техническое предложение, в том числе, предложение по качеству выполнения работ/оказания услуг на предмет соответствия технического предложения техническому заданию документации о закупке, наличие дополнительных предложений, улучшающих требования, изложенные в документации о закупке, что предполагает указание заказчиком требований, к которым должно соответствовать такое предложение.
В свою очередь, требования, указанные заказчиком в протоколе, не поименованы в документации, кроме того, заказчиком в документации не раскрыто, что заказчиком подразумевается под "исчерпывающим описанием требований к функциям программно-технического комплекса", каковы критерии такого описания, также из документации не следует каким именно требованиям должна соответствовать "архитектура каталога", поскольку заказчик в протоколе лишь указывает, что ему она не ясна, однако соответствующих требований документация не содержит.
Таким образом, Комиссия Управления соглашается с заявителем, что положениями документации названные требования к техническому предложению (и составляющие их подкритерии) не определены, какие именно параметры будут учитываться заказчиком при рассмотрении в документации технического предложения в документации не отражены, как и не отражены непосредственно требования к составе технического предложения.
Следует отметить, что действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого заказчика в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.Обратное приведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) и принципов равноправия и справедливости (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Как следует из протокола, которым заявка заявителя отклонена от участия в торгах, заказчик отклонил три заявки из 5 в связи с несоответствием технического предложения требованиям документации, которые заказчиком фактически не были заявлены в документации. Таким образом, следует, что подобные действия необоснованно затрагивают права участников закупки и приводит к отклонению их заявок по причине того, что документация не содержит четких требований к содержанию технического предложения, а также критериев его последующей оценке на этапе рассмотрениям заявок участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии представители заказчика так и не пояснили Комиссии необходимость установления в документации подобного требования о предоставлении участниками закупки техническом предложении, поскольку техническое задание, определяющие требования к порядку исполнения обязательств, не подлежит изменению участником закупки в последующем, таким образом цель предоставления вышеназванного документа утрачивает смысл в том числе ввиду отсутствия каких то либо требований со стороны заказчика к его содержанию. Вместе с тем любое несоответствие в таком документе влечет за собой отклонение заявки участника закупки.
При таких обстоятельствах жалоба заявителя признана обоснований. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Вместе с тем Комиссия Управления приходит к выводу о несоблюдении заказчиком требований ч. 6 статьи 3 Закона о закупках, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а также необходимости выдачи заказчику предписания о необходимости внесения изменений в документацию.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" на действия АО "Н" при проведении закупки обоснованной.
2. Установить в действиях АО "Н" нарушение п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 7 мая 2019 г. по делу № 077/07/00-510/2019
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07.05.2019 по делу N 077/07/00-510/2019

предписывает:

АО "Н" (далее - заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ "Разработка программного обеспечения для программно-технического комплекса "Электронный каталог типовых проектных решений и типовых технологических карт по КЛ с изоляцией из сшитого полиэтилена" (реестровый N 31907602117), устранить допущенное нарушение, а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть участникам закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 07.05.2019 по делу N 077/07/00-510/2019.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее семи дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новые даты окончания подачи заявок, даты рассмотрения заявок, даты подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии 07.05.2019 по делу N 077/07/00-510/2019.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
7. Заказчику после внесения изменений в закупочную документацию продолжить проведение процедуры в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения заказчика, закупочной документации.
8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.07.2019.
9. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.07.2019 с приложением подтверждающих документов.