РЕШЕНИЕ от 19 марта 2019 г. по жалобе № Т02-169/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГБУ "СА" (далее - Организатор торгов); от ООО "В" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.03.2019 вх. N 6709-ЭП/19) ООО "В" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГБУ "СА" (далее - Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (извещение N 31907570555), заслушав пояснения представителей сторон,

установила:

25 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907570555 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (далее - Закупка), включая Документацию о запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГБУ "СА" (далее - Положение о закупках) в редакции от 24.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.


1. Начальная (максимальная) цена
104 325,32 руб.


2. Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)
25.02.2019


3. Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)
04.03.2019 в 10:00 (МСК)


4.Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)
05.03.2019 (МСК)


5.Место рассмотрения и оценки заявок
195043, Санкт-Петербург, ул. 2-я Жерновская, д. 46

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907570555 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "В" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГБУ "СА" относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "В" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/8204/19 от 14.03.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/8204/19 от 14.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке N 31907570555-01 от 05.03.2019 заявка ООО "В" (идентификационный номер участника: 6390) была отклонена по следующим основаниям: "Заявка участника закупки отклоняется на основании п. 14 Извещения о проведении запроса котировок и п. 10.3.24 Положения о закупках товаров, работ, услуг Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "СБ". Участником не представлена заявка на участие в закупке, оформленная в соответствии с приложением N 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме и содержащая предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора".
На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 13 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) заявка на участие в запросе котировок в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки - ЗАО "СВ" (http://www.utp.sberbank-ast.ru/). Порядок подачи заявок на электронной площадке определяется правилами и инструкциями электронной площадки ЗАО "СВ" (http://www.utp.sberbank-ast.ru/) (далее - ЭП).
Как следует из п. 14 Извещения, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с приложением N 1 к настоящему извещению. Все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями извещения о запросе котировок в электронной форме, а также иные данные и сведения, предусмотренные извещением о закупке), входящие в состав заявки, должны быть представлены претендентом на участие в закупке через электронную торговую площадку ЗАО "СВ" (http://www.utp.sberbank-ast.ru/).
В соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 23 Извещения заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
- предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
- предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);
Пунктом 19 Извещения установлено, что Закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на соответствие требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг заказчика и извещения о проведении запроса котировок и осуществляет их оценку. Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, если они не соответствуют требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме либо предложенная в таких заявках цена товара, работ или услуг превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или участником запроса котировок в электронной форме не представлена информация, предусмотренная извещением для проведения запроса котировок в электронной форме.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
На основании п. 1 ч. 22 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленного в извещении.
Представитель Организатора торгов пояснил, что заявка Заявителя ООО "В" была отклонена Закупочной комиссией Организатора торгов, так как в составе пакета документов, направленных оператором электронной площадки в адрес ГБУ "СА", отсутствовал файл заявки ООО "В", содержащий предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в Извещении.
Представитель Заявителя ООО В" в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что к заявке Заявителя ООО "В" на сайте электронной торговой площадки в разделе "Документы, связанные с подачей ценового предложения" был приложен файл заявки на участие в процедуре Закупки, оформленный в соответствии с приложением N 1 к Извещению, который содержал предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в Извещении, на условиях, предусмотренных проектом договора.
В подтверждение данной позиции со стороны Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены скриншоты личного кабинета на сайте ЭП (http://www.utp.sberbank-ast.ru/), из содержания которых следует, что заявка Заявителя ООО "В", содержащая предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в Извещении, была приложена на ЭП в разделе "Документы, связанные с подачей ценового предложения".
При этом со стороны Организатора торгов не было представлено документов или сведений, свидетельствующих о нарушении Заявителем ООО "В" установленного порядка формирования и подачи документов на участие в Закупке, входящих в состав заявки на ЭП.
Комиссией СПб УФАС России согласно представленным сведениям установлено, что Заявитель ООО "В" на сайте электронной торговой площадки в разделе "Документы, связанные с подачей ценового предложения" приложил файл заявки на участие в процедуре Закупки, оформленный в соответствии с приложением N 1 к Извещению, который содержал предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в Извещении, на условиях, предусмотренных проектом договора.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО "В" сформировал и подал заявку на участие в Закупке в соответствии с требованиями Документации, формой заявки, представленной на сайте ЭП для заполнения участниками Закупки, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "В" от участия в процедуре Закупки является неправомерным, как принятым в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "В" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1) Признать жалобу (от 11.03.2019 вх. N 6709-ЭП/19) ООО "В" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГБУ "СА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (извещение N 31907570555) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГБУ "СА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "В" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов ГБУ "СА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (извещение N 31907570555) путем отмены протоколов рассмотрения и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 19 марта 2019 г. по жалобе N Т02-169/19
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 19.03.2019 N Т02-169/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГБУ "С" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (извещение N 31907570555, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. Закупочной комиссии организатора торгов ГБУ "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (извещение N 31907570555), путем отмены протоколов рассмотрения и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.