РЕШЕНИЕ от 25 марта 2019 г. по делу № 1-00-700/77-19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от ООО "С" - <...> (по доверенности от 25.03.2019 N 11/19),
от ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) - <...> (по доверенности от 13.07.2018 N 160/18),
рассмотрев жалобу ООО "С" (далее также - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем теплоэнергетического хозяйства, сантехнических и вентиляционных систем университета, включая узлы учета тепловой энергии (реестровый N 31907522538) (далее - Аукциона) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Заказчиком 15.02.2019 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Как полагает Заказчик, у него имелось три основания для отклонения заявки Заявителя. Все основания для отклонения Комиссия признает не соответствующими Закону о закупках ввиду следующего.
Согласно Протоколу вскрытия и рассмотрения заявок открытого аукциона в электронной форме N ЭА 003/223/19 от 06.03.2019, заявку Заявителя отклонили из-занесоответствие заявки на участие в закупке по существу, составу и оформлению требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. В заявке участника отсутствует декларация участника закупки о соответствии требованиям, установленным в пункте 13 Информационной карты.
В п. 23 (Вертикальный водонагревательный прибор емкостного типа) указано "Нагрев воды производится с помощью спирали нагрева, идущей через весь водонагреватель до самого дна и от встроенного электронагревателя", согласно Техническому заданию нагрев должен производится с помощью спирали нагрева, или от встроенного электронагревателя. В п. 79 (Реле электротепловые токовые) указано "вибрация мест крепления в диапазоне частот 10 - 100 Гц", согласно Инструкции к заполнению "Таблицы функциональных и качественных характеристик (потребительских свойств), товаров, поставляемого в ходе оказания услуг (таблица материалов)" в случае указания значений показателей при сопровождении словами "в диапазоне..." участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее требуемому интервалу (диапазону) значений.
В соответствии с Техническим заданием наименование материала вертикальный водонагревательный прибор емкостного типа производит нагрев воды с помощью спирали нагрева, идущей через весь водонагреватель до самого дна или от встроенного электронагревателя. Комфортное приготовление горячей воды достигается благодаря быстрому и равномерному нагреву спирали большого размера. В бак установлена дополнительная электронагревательная вставка.
Исходя из текста технического задания водонагревательный прибор содержит в себе и спираль нагрева, и электронагреватель.
Заказчик аргументирует данное основание отклонения тем, что в инструкции заполнения Технического задания указано, что если в приложении к Техническому заданию прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных.
При этом Комиссия учитывает, что Техническое задание содержит противоречивые требования относительно описания характеристик товара, а действия Заказчика в данном случае повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В соответствии с Техническим заданием наименование материала реле электротепловые токовые должны иметь характеристику вибрации мест крепления в диапазоне частот 10 - 100 Гц при ускорении lg (группа условий эксплуатации М7).
Из возражений Заказчика следует, что предоставленные участником сведения противоречат инструкции, так как в случае указания значений показателей при сопровождении словами "в интервале" или "в диапазоне" участник должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее требуемому диапазону значений.
Вместе с тем Заявителем указано и на заседании Комиссии подтверждено, что характеристика вибрация мест крепления для реле электротепловых токовых, не может содержать одно единственное значение, так как из 7 представленных Заявителем паспортов производителей реле, все семь указывают диапазонные значения. Также является логичным тот факт, что указание диапазона предназначено для знания возможностей используемых функций товара. В этой связи Комиссией усматривается, что Заказчик умышленно вводит поставщиков в заблуждение, предлагая несуществующие параметры и пытается ограничить конкуренцию предложив к поставке реле схарактеристика мест крепления, которое отсутствует на рынке.
Между тем, в контексте изложенного, представляется бессмысленным и безосновательным установление таких требований, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки.
Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Аукционная документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Аукционной документации является ничем иным как злоупотреблением правом.
Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так и требований к товару (показателям, его характеризующим).
Так, Аукционная документация предназначена для отбора лиц, которые имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать потенциального контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.
Комиссия отмечает, что столь детальное описание характеристик материалов, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика как конкретизировать потребность, так и ограничиться установлением требований о соответствии товаров общепринятым стандартам, необоснованно ведет к затруднению подачи надлежащей заявки (при возложении на участника Закупки обязанности по соответствующему формированию предложения об условиях выполнения работ) и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.
О негативных последствиях применения составленной Заказчиком Аукционной документации свидетельствует также тот факт, что все заявки участников, изъявивших желание участвовать в Аукционе отклонены по аналогичным основаниям, связанным с невозможностью установления действительной потребности Заказчика, что также подтверждает тот факт, что Аукционная документация составлена таким образом, что вместо исполнения своего прямого предназначения в виде определения потребности Заказчика и оказания помощи участникам в формировании заявки, фактически не позволяет участникам однозначно определить характеристики товара.
Таким образом, порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в Аукционной документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку Заказчик, не учитывая предмет закупки, установил чрезмерные требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении подрядных работ, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении конкурентной процедуры.
На основании изложенного, Комиссия расценивает действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя на основании Аукционной документации фактически возлагающей на участника не только обязанность по изъявлению воли и согласия на выполнение работ, но прежде всего обязанность по выявлению действительной потребности Заказчика, как противоречащие положениям действующего законодательства о закупках.
Таким образом, действия Заказчика в отсутствие правовых оснований для отклонения заявок участников могут быть оценены не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно за счет действий Заказчика существенно затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.
Относительно отклонения заявки Заявителя на основании отсутствия декларации участника Аукциона о соответствии требованиям представитель Заказчика пояснил, что данный документ был представлены в полном объеме и отклонение произошло в связи с технической ошибкой.
Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку сама Аукционная документация не соответствует положениям действующего законодательства, технические требования, указанные Заказчиком, вводят участников Аукциона в заблуждение и приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Аукционе, что не может обуславливать правомерность отклонения заявки Заявителя.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) на действия ФГАОУ ВОРУТ (МИИТ) (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении Аукциона обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 марта 2019 г. по делу № 1-00-700/77-19
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.03.2019 по делу N 1-00-700/77-19,

предписывает:

ФГАОУ ВОРУТ (МИИТ) (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем теплоэнергетического хозяйства, сантехнических и вентиляционных систем университета, включая узлы учета тепловой энергии (реестровый N 31907522538) (далее - Аукцион) а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 25.03.2019 по делу N 1-00-700/77-19.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе и подведения итогов Аукциона.
7. Заказчику завершить процедуру с учетом решения Комиссии от 25.03.2019 по делу N 1-00-700/77-19.
8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 29.07.2019.
9. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.07.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.