РЕШЕНИЕ от 11 марта 2019 г. по делу № 1-00-556/77-19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителей ГБУ "Ж": "..." по доверенности от 07.03.2019 N б/н, "..." по доверенности от 07.03.2019 N б/н;
в отсутствие ООО "С", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России
от 06.03.2019 N ПО/10248/19;
рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявителя) на действия
ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для подготовки многоквартирных домов района Бирюлево Западное к весеннему периоду(реестровые N 31907485244) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 22.02.2019 участнику ООО "С" (порядковый номер заявки 1) отказано в допуске к дальнейшему участию в Аукционе в связи с несоответствием, предлагаемых к поставке товаров требованиям Аукционной документации, в частности по товарам "Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные)", "Шкурка шлифовальная на бумажной основе, зернистость 180", "Смеси сухие строительные шпатлевочные на гипсовом вяжущем".
Из доводов жалобы следует, что заявка Заявителя была неправомерно отклонена Заказчиком от дальнейшего участия в процедуре, поскольку технические характеристики предлагаемого к поставке товара полностью отвечали установленным Заказчиком требованиям.
Комиссией на заседании установлено следующее.
Заказчиком в Приложении к Техническому заданию (далее - Приложение) установлены требования к товарам, необходимым к поставке по условиям договора, в частности по товарам "Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные)", "Шкурка шлифовальная на бумажной основе, зернистость 180", "Смеси сухие строительные шпатлевочные на гипсовом вяжущем".
Заявитель в составе первой части заявки на участие в Аукционе указал конкретные показатели функциональных, технических, качественных характеристик товара, предлагаемого к поставке по условиям договора, в частности:

Наименование товара

Требуемый параметр

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные)

Толщина полки

Должна быть 5 или 6 и 4

6

Шкурка шлифовальная на бумажной основе, зернистость 180

Назначение

Должна быть предназначена для абразитивной обработки различных материалов без охлаждения или с применением смазочно-охлаждающих жидкостей на основе масла

Должна быть предназначена для абразитивной обработки различных материалов без охлаждения или с применением смазочно-охлаждающих жидкостей на основе масла

Смеси сухие строительные шпатлевочные на гипсовом вяжущем

Безопасность

Шпатлевочные смеси должны быть негорючими и пожароврывобезопасными

Шпатлевочные смеси должны быть негорючю и пожароврывобезопасными

В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки (далее - Инструкция) Заказчиком установлено правило чтения значений при одновременном использовании союзов "или", "и". Так, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "или", "и", то союз "или" относится к двум соседним значениям, разделенным этим значением. В связи с чем, как следует, из пояснений представителя Заказчика участнику закупочной процедуры по параметру "Ширина полки" товара "Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные)" надлежало представить два значения, а именно 5, 4 либо 6, 4.
Между тем, Комиссия полагает, что инструкция по заполнению заявки своим предназначением имеет прояснение положений требований документации Заказчика применительно к заполнению заявки, то есть инструкция имеет цель облегчать формирование заявки и представление предложений в ответ на требование Заказчика.
Так, установленное Заказчиком требование: "Должна быть 5 или 6 и 4" без определения в Инструкции приоритета чтения соответствующих обозначений допускает двойное толкование участником требования по параметру: "Толщина полки" (например, участник мог предложить 5 либо 6, 4), из которого невозможно определить с какими характеристиками товар необходим Заказчику к поставке.
В рассматриваемом случае Комиссия пришла к выводу, что Инструкция не выполняет данную функцию, а, напротив, прямо вводит в заблуждение участников процедуры.
Таким образом, по данному товару Заказчик не определил должным образом свои потребности. Из чего следует, что Заказчиком в Аукционной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки по вышеназванному пункту, что не соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Следовательно, требования в документации Заказчика установлены таким образом, что непосредственно при заполнении заявки вводят участников закупки в заблуждение, что в свою очередь влияет не только на количество участников вышеуказанной закупки, а также на качество заполнения заявки участников, и в последующем результат рассмотрения заявки Заказчиком.
Кроме того, наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с Аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки), в связи с чем закупочная комиссия Заказчика принимает на себя риск иного толкования.
Таким образом, отклонение заявки по данному основанию обусловлено утверждением в Аукционной документации ненадлежащих требований к товару.
Представитель Заказчика пояснил, что заявка участника по товару "Шкурка шлифовальная на бумажной основе, зернистость 180" была отклонена, поскольку по требуемому параметру "Назначение" с учетом правила чтения союза "или" необходимо было представить одно значение по установленному параметру, вместе с тем участником было представлено два значения, что не соответствовало требованиям Аукционной документации Заказчика.
По спорному основанию отклонения заявки Комиссия отмечает, что с учетом объективного соответствия указанных в заявке Заявителя характеристик товара требованиям Аукционной документации каких-либо правовых оснований для отказа в допуске Заявителю к участию не имелось, поскольку оба значения, предложенные участником по спорному показателю в полной мере могли удовлетворить потребности Заказчика в таком товаре.
При таких обстоятельствах, отклонение заявки Заявителя осуществлено Заказчиком по формальному основанию.
Между тем, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.
Также представитель Заказчика пояснил, что отклонение заявки участника по товару "Смеси сухие строительные шпатлевочные на гипсовом вяжущем" обусловлено тем, что исходя из предложенного участником значения не представлялось возможным определить соответствие по параметру "Безопасность" требованиям Заказчика, так как вместо "Шпатлевочные смеси должны быть негорючими" в составе заявки было указано "Шпатлевочные смеси должны быть негорючю".
Комиссия отмечает, что несмотря на допущенную участником описку в слове представляется возможным установить, что участник предлагает к поставке негорючие шпатлевочные смеси, что, в свою очередь, соответствует требованиям Аукционной документации Заказчика. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя была отклонена по надуманному и неправомерному основанию, не соответствующему положениям и принципам установленным Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что законодательство в сфере закупок возлагает на заказчиков обязанность по формированию надлежащей закупочной документации, не допускающей ни двояких толкований, ни введения в заблуждение участников закупки с целью дальнейшей манипуляции поданными ими заявками.
Ввиду вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные Заказчиком в Приложении формулировки могли потенциально отсекать заинтересованных лиц, только определяющих для себя возможности участия в той или иной закупке в ее условиях, либо вводить участников в заблуждение при подготовке и оценке правильности своих предложений.
В подтверждении выводов Комиссии свидетельствует тот факт, что по результатам рассмотрения заявок, 4 заявки были отклонены по Приложению (Форме N 2).
Также Комиссия отмечает, что учитывая, что Заказчиком в Аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемого к поставке товара конкретному ГОСТ, а также принимая во внимание, что требования к товарам в большинстве случаев сформулированы таким образом, при котором участникам надлежит исключительно воспроизвести установленное Заказчиком требование (например, по параметру "Сезонность" товара "Пена монтажная" Заказчиком установлено требуемое значение "Должна быть сезонная"; по товару "Копер (синий" все требуемые значения установлены безальтернативным способом предоставления значения) представляется возможным сделать вывод о том, что участник может задекларировать соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям Аукционной документации Заказчика, что, в свою очередь, не будет противоречить действующему законодательству в сфере закупок.
В связи с вышеизложенным Комиссия полагает возможным установление в Аукционной документации условий, при которых участники закупки вправе выразить в составе заявки свое согласие на поставку товара, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые Заказчик сформировал на основании своей потребности в Приложении.
Данный вывод Комиссии соотносится также с тем, что Закон о закупках не обязывает участников на момент подачи соответствующих заявок иметь товар в наличии. В связи с чем дача согласия на поставку товара соответствующего требованиям Заказчика надлежит расценивать как достаточное для принятия участия в такой процедуре.
Вместе с тем в настоящем случае положения Аукционной документации обязывают участника закупки предоставить в составе заявки конкретные характеристики товара, возможность подачи заявки без их предоставления документацией не определена. В связи с чем Комиссия усматривает нарушение в действиях Заказчика, выразившиеся в формировании документации повлекшей ограничение количества участников Аукциона.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ОГРН <...> ИНН <...>) на действия ГБУ "Ж" (ОГРН <...> ИНН <...>) при проведении Аукциона обоснованной.
2. Установить в действиях ГБУ "Ж" нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать ГБУ "Ж" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 марта 2019 г. по делу N 1-00-556/77-19
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11.03.2019 по делу N 1-00-556/77-19,

предписывает:

ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для подготовки многоквартирных домов района Бирюлево Западное к весеннему периоду (реестровые N 31907485244) (далее - Аукцион), а именно:
1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
2. Заказчику вернуть участникам закупочной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 11.03.2019 по делу N 1-00-556/77-19.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.
7. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 19.04.2019.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.04.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.


Примечание:


1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.