РЕШЕНИЕ от 25 февраля 2019 г. по жалобе № Т02-120/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей
филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "Д" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.02.2019 вх. N 4379-ЭП/19) ООО "Д" на действия закупочной комиссии организатора торгов филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

установила:

31 января 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31907476279 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго", включая документацию на проведение открытого одноэтапного конкурса (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Р" (далее - Положение о закупках), версия 33 от 18.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

N п/п Наименование Значение
1. Начальная (максимальная) цена 4 934 634,18 руб.
2. Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика) 31.01.2019
3. Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика) 07.02.2019 в 10:00 (МСК)
4. Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика) 14.02.2019 (МСК)
5. Место рассмотрения и оценки заявок Россия, 160035, <...>, каб.207

2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному допуску к участию в Закупке и последующему признанию победителем участника ООО "С".
Заявитель указывает, что согласно Протоколу рассмотрения заявок от 13.02.2019 N 2 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение допустить к участию в Закупке заявку ООО "С", вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение неправомерным, указывая на не соответствующий требованиям Документации гарантийный срок на товары, предложенный ООО "С".
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/5563/19 от 19.02.2019 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "М" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя Протоколу рассмотрения заявок от 13.02.2019 N 2, на участие в Закупке подано 6 заявок, по результатам рассмотрения которых закупочной комиссией Организатора торгов принято решение допустить к участию в Закупке 5 заявок, включая заявку ООО "С".
Согласно п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пп. 4 п. 2 извещения о Закупке качественные характеристики товара определены в соответствии с техническим заданием Приложение N 1.
Согласно п. 5.6 Технического задания Документации Организатором торгов установлены требования к гарантийному сроку на поставляемую продукцию: гарантийный срок не менее 5 лет.
Приложением N 3 к Извещению о Закупке предусмотрена форма "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме (форма 1)", подаваемая в составе заявки на участие в Закупке, при этом п. 4 указанной формы содержит предназначенное для заполнения поле "Гарантийный срок".
Следуя п. 22.14 извещения о Закупке, по результатам проверки предложений участников Закупочная комиссия отклоняет Заявки, которые:
a) в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящего Извещения о закупке;
b) поданы Участниками запроса котировок, которые не отвечают требованиям извещения о закупке;
c) поданы Участниками запроса котировок, не предоставившими документы, требуемые извещением о закупке, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемой им продукции;
d) содержат предложения по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящего извещения запроса котировок, в т.ч. содержат недостоверные сведения о стране происхождения товара, указанного в Заявке;
e) поданные Участниками запроса котировок, которые не согласились с предложениями Закупочной комиссией по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их Предложениях.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО "С" выявлено, что в составе заявки ООО "С" была представлена заполненная форма "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме (форма 1)", содержащая указание о гарантийном сроке на товар в течение 12 месяцев.
Представитель Организатора торгов пояснил, что требование о гарантийном сроке не являлось техническим, коммерческим или договорным требованием, предусмотренным извещением о Закупке.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что требование о минимальном гарантийном сроке отнесено к качественным характеристикам товара, являющимся обязательными для соответствия согласно пп. 4 п. 2 извещения о Закупке, кроме того, с учетом указания предлагаемого гарантийного срока в заключаемом по итогам Закупки договоре, требование о гарантийном сроке также относится к договорным.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что решение закупочной комиссии Организатора торгов о допуске к участию в Закупке заявки ООО "С" неправомерно, как не соответствующее условиям Документации.
На основании изложенного по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному допуску к участию в Закупке заявки ООО "С" согласно Протоколу рассмотрения заявок от 13.02.2019 N 2 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении действий в рамках закупки в порядке и по условиям, который не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 15.02.2019 вх. N 4379-ЭП/19) ООО "Д" на действия закупочной комиссии организатора торгов филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

решила:

1. Признать жалобу (от 15.02.2019 вх. N 4379-ЭП/19) ООО "Д" на действия закупочной комиссии организатора торгов филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (ИНН <...>, ОГРН <...>) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (ИНН <...>, ОГРН <...>) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении действий в рамках закупки в порядке и по условиям, который не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного допуска к участию в Закупке заявки ООО "С" согласно Протоколу рассмотрения заявок от 13.02.2019 N 2 в порядке, не соответствующем Документации.
3. Организатору торгов филиалу ПАО "М" "Вологдаэнерго" (ИНН <...>, ОГРН <...>) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279) путем отмены протоколов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке с учетом резолютивной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 февраля 2019 г. по жалобе N Т02-120/19
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
на основании решения Комиссии от 25.02.2019 N Т02-120/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. Организатору торгов филиалу ПАО "М" "Вологдаэнерго" (ИНН <...>, ОГРН <...>) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической мебели и стеллажей металлических для нужд филиала ПАО "М" "Вологдаэнерго" (извещение N 31907476279), путем отмены протоколов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке с учетом резолютивной части решения Т02-120/19 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 19 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.

<...>

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.