РЕШЕНИЕ от 10 января 2019 г. по делу № 1-00-2442/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителей:
от ООО "К": "..." по доверенности от 09.01.2019 N 0109-02/19;
от ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино": "..." по доверенности
от 09.01.2019 N 7;
рассмотрев жалобы ООО "К" (далее - Заявитель) на действия ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по содержанию территорий, находящихся на балансе ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", расположенных по адресу: г. Москва, парк "Дружба", парк "Северного речного вокзала", парк "Зона отдыха Левобережье", парк "Покровский берег (Химки-2)", парк "Залив Захарково", парк "Северное Тушино" в 2019 года (реестровые N 31807343219, 31807343184, 31807343196) (далее - Конкурсы),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведении повторных процедур.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при признании несостоявшейся процедуры выразилось в несоблюдении порядка проведения повторного конкурса, поскольку Заказчиком были изменены объемы работ, что в силу пункта 25.3 Положения о закупках является недопустимым.
Комиссией установлено, что доводы, изложенные Заявителем в жалобах на действия Заказчика при проведения закупочных процедур с различными реестровыми номерами, идентичны по своему содержанию, поскольку Заявителем оспариваются одни и те же Заказчика, что также подтверждается выступлениями сторон в рамках рассмотрения указанных жалоб.
При таких обстоятельствах, целесообразно за основу взять закупочную процедуру с реестровым N 31807343219.
На заседании выявлено, что проведению закупочной процедуры с реестровым N 31807343219 предшествовало проведение закупочной процедуры с реестровым N 31807136633 (проведению закупочной процедуры N 31807343196 предшествовало проведение закупочной процедуры с реестровым N 31807136631; проведению процедуры с реестровым N 31807343184 предшествовала закупочная процедура с реестровым N 31807136632).
Все первичные закупочные процедуры, а именно N 31807136633, N 31807136631, N 31807136632 были признаны Заказчиком несостоявшимися.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил следующее. Поскольку процедура N 3107136633 была признана несостоявшейся на основании пункта 25.2 Положения о закупках заказчиком было принято решение об опубликовании извещения о проведении конкурса (реестровый N 31807343219), а также запроса предложений (реестровый N 31807299594), что, в свою очередь является проведение иного конкурентного способа закупки, связи с чем, по мнению представителя Заказчика, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения, указание на которых содержится в жалобе Заявителя.
Согласно пункту 25.2 Положения о закупка, в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок или если конкурс признан несостоявшимся и договор не заключен с единственным участником закупки, подавшим заявку, или с единственным участником закупки, допущенным к участию в конкурсе, Заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, принять решение о проведении иной конкурентной закупки либо отказаться от проведения повторной закупки, если необходимость в осуществлении закупки отпала.
Между тем, в случае принятия решения о проведении повторного конкурса Заказчик должен руководствоваться пунктом 25.3 Положения о закупках.
В силу пункта 25.3 Положения о закупках в случае объявления о проведении повторного конкурса Заказчик вправе изменить условия конкурса. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия договора, содержащиеся в конкурсной документации и проекте договора, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения договора, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса.
Таким образом, при признании несостоявшейся процедуры Заказчик в соответствии с Положением о закупках может принять одно из следующих решений:
1. Проведение повторного конкурса с учетом пункта 25.3 Положения о закупках;
2. Проведение иной конкурентной процедуры;
3. Отказ от проведения повторной закупки.
В данном случае, исходя из пояснений Заказчика, из предусмотренных в Положении о закупках вариантов дальнейшего проведения закупочной процедуры Заказчик выбрал проведение иной конкурентной процедуры, а именно конкурса и запроса предложения.
Между тем, в контексте данного пункта Положения о закупках под иной конкурентной процедурой понимается осуществление закупочной процедуры иным отличным от первоначальной процедуры способом (в том числе путем проведения аукциона, запроса предложения и т.д.), поскольку в случае избрания идентичного способа проведения процедуры Заказчик должен провести, в данном случае повторный конкурс руководствуясь при этом нормами пункта 25.3 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что под иной процедурой подразумевается проведение процедуры способом отличающимся от первоначальной закупки, поскольку Заказчиком было осуществлено проведение двух закупочных процедур, в том числе конкурса, что в данном случае, нельзя расценивать как соответствие требованиям установленным в пункте 25.2 Положения о закупках.
В подтверждении правомерности выводов Комиссии, стоит отметить, что из пункта 25.2 Положения о закупках также не следует, что Заказчик вправе при проведении иной конкурентной процедуры одновременно провести несколько закупочных процедур.
Также проведение Заказчиком Конкурса нельзя расценивать как проведение именно повторного конкурса, поскольку в пункте 25.3 Положения о закупках установлен запрет на внесении изменений в условия проведения повторной процедуры.
Между тем, установлено, что при размещении информации о проведении конкурса с реестровым N 31807343219 Заказчиком были внесены изменения относительно срока выполнения работ, а равно их объема.
Таким образом, Заказчиком нарушен, предусмотренный Положением о закупках порядок дальнейшего проведения процедуры при признании процедуры несостоявшейся.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком были проведены следующие закупочные процедуры:
- Открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по содержанию территорий, находящихся на балансе ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", расположенных по адресу: г. Москва, парк "Дружба", парк "Северного речного вокзала" в 2019 году;
- Запрос ценовых предложений в электронной форме на выполнение работ по содержанию территорий, находящихся на балансе ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", расположенных по адресу: г. Москва, парк "Дружба", парк "Северного речного вокзала" в 2019 году.
Объектами закупок выступает выполнение работ, а именно по содержанию территорий, находящихся на балансе ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино".
Таким образом, фактически Заказчиком осуществлено дробление первоначальной процедуры на несколько мелких закупок.
Идентичные нарушения Заказчиком также допущены при проведении закупочных процедур с реестровыми NN 31807343184, 31807343196, поскольку Заказчиком был осуществлен аналогичный алгоритм действий после признания первичных процедур несостоявшимися.
Неправомерность проведения Заказчиком вышеназванных процедур подтверждается также следующим.
По результатам рассмотрения 25.12.2018 жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении первичных процедур Комиссией было принято решение по делу N 1-00-2398/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров о признании жалобы обоснованной и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
Исходя из содержания решения по делу N 1-00-2398/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров следует, что Заказчиком при признании первоначальных процедур несостоявшимися неправомерно было принято решение о проведении иного конкурентного способа закупки, а именно путем проведения конкурсов и запросов цен.
Стоит отметить, что закупочные процедуры, проводимые путем осуществления запроса цен были отменены Заказчиком в связи с изменением потребности Заказчика. Данный факт подтверждается размещенным 29.12.2018 в ЕИС Приказа N 156/АХ от 29.12.2018 об отмене закупок с реестровыми NN 31807302030, 31807299594, 31807299589.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, проведение спорных закупочных процедур в настоящем случае является следствием ненадлежащих действий самого Заказчика при проведении первичных процедур.
При таких обстоятельствах доводы жалоб признаются обоснованными.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобы ООО "К" (ОГРН <...> ИНН <...>) на действия ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" (ОГРН <...> ИНН <...>) при проведении Конкурсов обоснованными.
2. Установить в действиях ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" нарушение пункта 25.2, пункта 25.3 Положения о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 января 2019 г. по делу N 1-00-2442/77-18
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"..."
"..."
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10.01.2019 по делу N 1-00-2442/77-18,

предписывает:

ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по содержанию территорий, находящихся на балансе ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", расположенных по адресу: г. Москва, парк "Дружба", парк "Северного речного вокзала", парк "Зона отдыха Левобережье", парк "Покровский берег (Химки-2)", парк "Залив Захарково", парк "Северное Тушино" в 2019 года (реестровые N 31807343219, 31807343184, 31807343196) (далее - Закупки):
1. Заказчику аннулировать Закупки;
2. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 28.02.2019.
3. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.03.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.