РЕШЕНИЕ от 17 декабря 2018 г. по делу № 1-00-2296/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
"..." - заместителя руководителя;
членов Комиссии:
"..." - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;
"..." - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,
в присутствии представителя ГБУЗ "Г" "..." по доверенности от 21.12.2018 N б/н;
в отсутствие представителя ООО "П", надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России
от 11.12.2018 N ИГ/61051/18;
рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации готового питания (реестровый N 31807236095) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Аукционной документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком 26.10.2017 размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
01.12.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) с начальной (максимальной) ценой договора в размере 2 999 696,05 руб.
В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок - 21.12.2018, дата рассмотрения заявок - 21.12.2018, дата подведения итогов - 24.12.2018.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в Аукционной документации установлены избыточные требования в частности по товару "Бананы свежие"; "Биойогурт с массовой долей жира 2,0-3,5% (с фруктово-ягодными добавками и/или без них)", "Булочки прм/пр в ассортименте", "Ванилин", "Вишня быстрозамороженная", "Мясо говядина бескостная (тазобедренный отруб без голяшки) замороженное", "Горошек зеленый консервированный", "Груши свежие", "Джем", "Капуста белокочанная", "Капуста брокколи б/з", "Капуста цветная быстрозамороженная", "Крупа пшеничная", "Крупа пшено шлифованное", "Крупа ячменная перловая", "Крупа ячменная ячневая", "Кислота лимонная пищевая", "Лимоны свежие", "Лук репчатый свежий", "Масло сладко-сливочное несоленое с м. д.ж. 82,5% (порционное, 10 гр), "Масло сладко-сливочное несоленое массовая доля жира 82,5%".
Установлено, что в Приложении N 2 к техническому заданию Заказчиком сформулированы требования к товарам необходимым к поставке по условиям заключаемого по результатам проведения закупочной процедуры договора.
В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция) Заказчиком установлено, что товары необходимые к поставке должны соответствовать ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании Извещения о проведении данной закупочной процедуры Заказчик не разрабатывал и не утверждал проект договора оказания услуг по организации готового питания, а так же техническое задание по организации питания. Вышеназванные документы были автоматически сформированы ЕИС из библиотеки электронной системы и прекрепрены к Аукционной документации в связи с чем не подлежат корректировке.
Более того представитель Заказчика указал, что требования к спорным товарам полностью соответствуют установленным в Инструкции ГОСТ, в том числе товар необходимый по пункту 1 "Бананы свежие" должен соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), ГОСТ Р 51603-2000 "Бананы свежие. Технические условия" (далее - ГОСТ 51603-2000).
Из чего следует, что для заполнения участником Формы N 2 не обязательно иметь товар в наличии поскольку требования установленные к товарам полностью соответствуют требованиям ГОСТ.
Также Заказчик пояснил, что в соответствии со статьей 2 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", целью принятия настоящего технического регламента является в том числе защита жизни и (или) здоровья человека.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.
Таким образом, установление оспариваемых требований в первую очередь связано со спецификой объекта закупочной процедуры, так как по результатам проведения Аукциона заключает договор на поставку пищевой (продовольственной) продукции.
В части 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 установлено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В связи с чем Заказчиком было установлено требование, в том числе об отсутствии яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших по товару "Бананы свежие".
Также установлено, что в Аукционной документации Заказчиком закреплено требование о соответствии упаковок товаров ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" (далее - ТР ТС 005/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", настоящий технический регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
Таким образом, Заказчик при установлении требований к упаковке продукции по таким товарам как "Масло сладко-сливочное несоленое массовая доля жира 82,5%", "Лук репчатый свежий","Лимоны свежие", "Кислота лимонная пищевая", "Крупа пшеничная" т.д. руководствовался положениями ТР ТС 005/2011 поскольку качество пищевой продукции зависит в том числе от упаковки и хранения такой.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы в части установления избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе и ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Заявителем ограничивающий характер данного требования в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя установленными Заказчиком в Форме N 2 требованиями не может быть признано фактором ограничения конкуренции.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения в связи с чем признается необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" (ОГРН <...> ИНН <...>) на действия ГБУЗ "Г" (ОГРН <...> ИНН <...>) при проведении Аукциона необоснованной.
2. Снять ограничение на размещение Аукциона, наложенное письмом Московского УФАС России от 12.12.2018 N ИГ/61250/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.