РЕШЕНИЕ от 22 января 2019 г. по делу № 1-00-118/77-19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "ТА" - <...> (по доверенности от 14.01.2019 N б/н),
от ГБУ г. Москвы "ЖА" и ГБУ г. Москвы "ЖБ" - <...> (по доверенности от 21.01.2019 N 17),
рассмотрев жалобу ООО "ТА" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ГБУ г. Москвы "ЖА" (далее также - Заказчик) и ООО "ТБ" при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лакокрасочных материалов и расходных материалов для обеспечения обслуживания МКД на территории районов СВАО в 2019 году (реестровый N 31807058165) (далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Основанием для обращения Общества с жалобой послужило отклонение заявки ООО "ТА" от участия в Закупке по причине несоответствия заявки Общества требованиям, установленным Заказчиком в Документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные возражения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Форма 2 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации включает в себя Инструкцию по предоставлению сведений впервой части заявки на участие в Закупке о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее Инструкция).
Комиссия, изучив представленные документы, признает жалобу обоснованной по следующим основаниям.
На заседании Комиссия установила, что рассмотрение в рамках данной Закупки по отклонению заявок по аналогичным обстоятельствам уже было предметом рассмотрения антимонопольного органа.
В рамках дела N 1-00-1930/77-18 было выдано соответствующее предписание от 01.11.2018 N 60109/18 об устранении выявленных нарушений, которые были отражены в решении N 60107/18:
"Вместе с тем Комиссия полагает, что при проведении закупочной процедуры Организатор торгов должен исходить из целей правового регулирования соответствующих правоотношений и обеспечить максимальный круг лиц для участия в Аукционе, что могло быть обеспечено в том числе предоставлением возможности участникам Аукциона выражать свое согласие на соответствие качественных, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре требованиям Аукционной документации и установленным ГОСТам, а в случае если требуется указать конкретные значения или диапазоны, то указанием данных показателей без излишней детализации характеристик, в которых отсутствует фактическая необходимость. Указанные действия способствовали бы обеспечению максимального широкого круга участников Аукциона и позволили бы удовлетворить потребность заказчиков в соответствующих товарах.
Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Организатора торгов в настоящем случае направлены на фактическое ограничение количества участников закупочной процедуры.
С учетом всего изложенного, принимая во внимание установление Организатором торгов избыточных требований к товарам, способных повлечь ограничение количества участников закупки, а также отсутствие со стороны Организатора торгов каких-либо доказательств необходимости установления названных требований, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной".
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что Форма 2 из Документации убрана не полностью, а только частично.
Рассмотрение заявок оформлено протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие от 11.01.2019 N 31807057722 (N 424637) (далее - Протокол).
Заявка Заявителя на участие в Закупке отклонена за несоответствие требованиям документации:
В позиции "Уровень" Заказчиком установлено требование Эргономичные рукояти "да".
При этом в Протоколе отражено, что "Участник указал по ГОСТ 9416 83 не нормируется. Заказчику необходим уровень с эргономичными рукоятями. Участник не указал в заявке о их наличии".
Формой 2 Приложения N 1 к техническому заданию утверждены "Технические характеристики". Заказчиком в Форме 2 Документации также предусмотрена инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки (далее - Инструкция).
Так, в п. "Уровень" Формы 2 Документации определены технические характеристики:
Эргономичные рукояти - Эргономичные рукояти - да.
Комиссией установлено, что Заявителем в заявке по данному пункту указано - "не нормируется", исходя из составленной Заказчиком инструкции.
Из возражений Заказчика следует, что предоставленные участником сведения противоречат инструкции, поскольку в данном случае ему необходимо было указать "да", тогда как участник предлагает "не нормируется".
Комиссия отмечает, что из Инструкции следует, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам ГОСТ.
В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк " ", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В Форме 2 указан товар "уровень". Из перечисленных Заказчиком стандартов следует, что товары уровень должны быть по "ГОСТ 9416-83 Уровни строительные. Технические условия".
При оформлении заявки и изучении ГОСТ 9416-83 Заявитель руководствовался стандартом ГОСТ 9416-83, который не содержит такой характеристики, как наличие у товара эргономической рукоятки. В связи с этим и согласно Инструкции в заявке была указана формулировка - по ГОСТ 9416 83 не нормируется, о чем и разрешил указывать Заказчик в составе заявки.
Таким образом, получается возможным заполнить заявку по пункту "Уровень" так, чтобы она соответствовала одновременно Инструкции и ГОСТ 9416-83 с указанием значения "не нормируется", что в данном случае и сделал Заявитель.
Между тем, в контексте изложенного, представляется бессмысленным и безосновательным установление таких требований, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки.
Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в документации, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пп. 1 и 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
О негативных последствиях применения составленной Заказчиком Документации также свидетельствует также тот факт, что Заказчик в Протоколе 1 из 5 заявок участников, изъявивших желание участвовать в Закупке отклонил по аналогичным основаниям, связанным с невозможностью установления действительной потребности Заказчика, что также подтверждает тот факт, что Документация оставлена в таком виде, что вместо исполнения своего прямого предназначения в виде определения потребности Заказчика и оказания помощи участникам в формировании заявки, фактически не позволяет участникам однозначно определить характеристики товара.
Факт неисполнения Организатором торгов требований предписания Московского УФАС России от 01.11.2018 N 60109/18 подтверждается указанными обстоятельствами, а также письменными возражениями представителя Организатор торгов.
Доказательств обратного ГБУ г. Москвы "ЖА" не представлено, а антимонопольным органом не установлено.
Каких-либо доказательств объективной невозможности исполнения предписания от 01.11.2018 N 60109/18 по делу N 1-00-1930/77-18 Московского УФАС России обществом не представлено.
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Необходимым условием привлечения к ответственности является оценка выданного предписания на предмет его законности.
При этом приведенные Организатором доводы свидетельствует о несогласии с ранее принятым решением и предписанием, законность которого не оспаривалась в судебном порядке, в связи с чем оно имеет преюдициальное значение для данного дела.
В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "ТА" (ИНН:7710352419, ОГРН:1027739487324) на действия ГБУ г. Москвы "ЖА" (ИНН:7715488558, ОГРН:1157746494960) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 января 2019 г. по делу № 1-00-118/77-19
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 22.01.2019 по делу N 1-00-118/77-19,

предписывает:

ГБУ г. Москвы "Ж" (ИНН:7715488558, ОГРН:1157746494960) (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лакокрасочных материалов и расходных материалов для обеспечения обслуживания МКД на территории районов СВАО в 2019 году (реестровый N 31807058165) (далее - Закупка) а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.
3. Заказчику внести изменения в Документацию с учетом решения Комиссии от 22.01.2019 по делу N 1-00-118/77-19.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.
7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.03.2019.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.03.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.


Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.