Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "ТА" - <...> (по доверенности от 14.01.2019 N б/н),
от ГБУ г. Москвы "ЖА" и ГБУ г. Москвы "ЖБ" - <...> (по доверенности от 21.01.2019 N 17),
рассмотрев жалобу ООО "ТА" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ГБУ г. Москвы "ЖА" (далее также - Заказчик) и ООО "ТБ" при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лакокрасочных материалов и расходных материалов для обеспечения обслуживания МКД на территории районов СВАО в 2019 году (реестровый N 31807058165) (далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Основанием для обращения Общества с жалобой послужило отклонение заявки ООО "ТА" от участия в Закупке по причине несоответствия заявки Общества требованиям, установленным Заказчиком в Документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные возражения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Форма 2 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации включает в себя Инструкцию по предоставлению сведений впервой части заявки на участие в Закупке о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее Инструкция).
Комиссия, изучив представленные документы, признает жалобу обоснованной по следующим основаниям.
На заседании Комиссия установила, что рассмотрение в рамках данной Закупки по отклонению заявок по аналогичным обстоятельствам уже было предметом рассмотрения антимонопольного органа.
В рамках дела N 1-00-1930/77-18 было выдано соответствующее предписание от 01.11.2018 N 60109/18 об устранении выявленных нарушений, которые были отражены в решении N 60107/18:
"Вместе с тем Комиссия полагает, что при проведении закупочной процедуры Организатор торгов должен исходить из целей правового регулирования соответствующих правоотношений и обеспечить максимальный круг лиц для участия в Аукционе, что могло быть обеспечено в том числе предоставлением возможности участникам Аукциона выражать свое согласие на соответствие качественных, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре требованиям Аукционной документации и установленным ГОСТам, а в случае если требуется указать конкретные значения или диапазоны, то указанием данных показателей без излишней детализации характеристик, в которых отсутствует фактическая необходимость. Указанные действия способствовали бы обеспечению максимального широкого круга участников Аукциона и позволили бы удовлетворить потребность заказчиков в соответствующих товарах.
Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Организатора торгов в настоящем случае направлены на фактическое ограничение количества участников закупочной процедуры.
С учетом всего изложенного, принимая во внимание установление Организатором торгов избыточных требований к товарам, способных повлечь ограничение количества участников закупки, а также отсутствие со стороны Организатора торгов каких-либо доказательств необходимости установления названных требований, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной".
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что Форма 2 из Документации убрана не полностью, а только частично.
Рассмотрение заявок оформлено протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие от 11.01.2019 N 31807057722 (N 424637) (далее - Протокол).
Заявка Заявителя на участие в Закупке отклонена за несоответствие требованиям документации:
В позиции "Уровень" Заказчиком установлено требование Эргономичные рукояти "да".
При этом в Протоколе отражено, что "Участник указал по ГОСТ 9416 83 не нормируется. Заказчику необходим уровень с эргономичными рукоятями. Участник не указал в заявке о их наличии".
Формой 2 Приложения N 1 к техническому заданию утверждены "Технические характеристики". Заказчиком в Форме 2 Документации также предусмотрена инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки (далее - Инструкция).
Так, в п. "Уровень" Формы 2 Документации определены технические характеристики:
Эргономичные рукояти - Эргономичные рукояти - да.
Комиссией установлено, что Заявителем в заявке по данному пункту указано - "не нормируется", исходя из составленной Заказчиком инструкции.
Из возражений Заказчика следует, что предоставленные участником сведения противоречат инструкции, поскольку в данном случае ему необходимо было указать "да", тогда как участник предлагает "не нормируется".
Комиссия отмечает, что из Инструкции следует, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам ГОСТ.
В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк " ", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В Форме 2 указан товар "уровень". Из перечисленных Заказчиком стандартов следует, что товары уровень должны быть по "ГОСТ 9416-83 Уровни строительные. Технические условия".
При оформлении заявки и изучении ГОСТ 9416-83 Заявитель руководствовался стандартом ГОСТ 9416-83, который не содержит такой характеристики, как наличие у товара эргономической рукоятки. В связи с этим и согласно Инструкции в заявке была указана формулировка - по ГОСТ 9416 83 не нормируется, о чем и разрешил указывать Заказчик в составе заявки.
Таким образом, получается возможным заполнить заявку по пункту "Уровень" так, чтобы она соответствовала одновременно Инструкции и ГОСТ 9416-83 с указанием значения "не нормируется", что в данном случае и сделал Заявитель.
Между тем, в контексте изложенного, представляется бессмысленным и безосновательным установление таких требований, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки.
Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в документации, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пп. 1 и 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
О негативных последствиях применения составленной Заказчиком Документации также свидетельствует также тот факт, что Заказчик в Протоколе 1 из 5 заявок участников, изъявивших желание участвовать в Закупке отклонил по аналогичным основаниям, связанным с невозможностью установления действительной потребности Заказчика, что также подтверждает тот факт, что Документация оставлена в таком виде, что вместо исполнения своего прямого предназначения в виде определения потребности Заказчика и оказания помощи участникам в формировании заявки, фактически не позволяет участникам однозначно определить характеристики товара.
Факт неисполнения Организатором торгов требований предписания Московского УФАС России от 01.11.2018 N 60109/18 подтверждается указанными обстоятельствами, а также письменными возражениями представителя Организатор торгов.
Доказательств обратного ГБУ г. Москвы "ЖА" не представлено, а антимонопольным органом не установлено.
Каких-либо доказательств объективной невозможности исполнения предписания от 01.11.2018 N 60109/18 по делу N 1-00-1930/77-18 Московского УФАС России обществом не представлено.
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Необходимым условием привлечения к ответственности является оценка выданного предписания на предмет его законности.
При этом приведенные Организатором доводы свидетельствует о несогласии с ранее принятым решением и предписанием, законность которого не оспаривалась в судебном порядке, в связи с чем оно имеет преюдициальное значение для данного дела.
В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТА" (ИНН:7710352419, ОГРН:1027739487324) на действия ГБУ г. Москвы "ЖА" (ИНН:7715488558, ОГРН:1157746494960) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 января 2019 г. по делу № 1-00-118/77-19
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 22.01.2019 по делу N 1-00-118/77-19,
предписывает:
ГБУ г. Москвы "Ж" (ИНН:7715488558, ОГРН:1157746494960) (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лакокрасочных материалов и расходных материалов для обеспечения обслуживания МКД на территории районов СВАО в 2019 году (реестровый N 31807058165) (далее - Закупка) а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.
3. Заказчику внести изменения в Документацию с учетом решения Комиссии от 22.01.2019 по делу N 1-00-118/77-19.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.
7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.03.2019.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.03.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.