Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "АА" - <...> (по доверенности от 21.11.2018 N 17),
от АО "С" - <...> (по доверенности от 22.11.2018 N 52),
от ООО "Р" - <...> (по доверенности от 27.03.2018 N 18-57),
рассмотрев жалобу ООО "АА" (далее - Заявитель) на действия АО "С" (далее - Заказчик) и ООО "Р" (далее - ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (реестровый N 31806994854) (далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и ЭТП при проведении Закупки.
Заявитель считает, что Заказчик необоснованно отклонил его заявку на участие в Закупке.
Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представители Заказчика и ЭТП с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения.
Изучив представленные материалы и сведения, Комиссия признает жалобу обоснованной на следующих основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 01.08.2017 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
12.10.2018 размещена текущая редакция извещения о проведении Закупки и конкурсная документация на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (далее - Документация) в ЕИС и на ЭТП.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 09.11.2018 N 2/ОКЭ-АО "СМ"/2018/2 Заявителю, ООО "ГА" и ООО "К" отказано в допуске к участию в Закупке на основании п. 7.8.3.1. Документации в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 8.1.7.2 Документации, а именно заявки, оформленной по форме приложения N 1 к Документации По мнению Заявителя отказ ему в допуске является неправомерным.
Как отмечено выше, Закупка проведена на электронной торговой площадке Р (https://www.rts-tender.ru). В соответствии с п. 1.8 Документации заявки в электронной форме подаются в порядке, указанном в п. 8.3.5.8.3.2 Документации, на электронной площадке Р (на сайте www.rts-tender.ru).
Согласно п. 8.3.5 Документации электронная часть конкурсной заявки состоит из открытой и закрытой частей.
Открытая часть конкурсной заявки должна состоять из документов, перечисленных в п. п. 8.1.7.2, 8.7 Документации, упакованных в архив или серию архивов (многотомный архив).
На основании п. 8.1.7.2 в Документации должна быть представлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N 1 к Документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника, заявка на участие в конкурсе. При представлении заявки на бумажном носителе предоставляется оригинал. При представлении заявки в электронной форме документ должен быть сканирован с оригинала.
Согласно разделу 8.7 Документации в составе конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N З к Документации, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участника, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 2 к Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 к Документации. В случае проведения закупки в электронной форме техническое предложение предоставляется в электронной форме и должно быть сканировано с оригинала (п. 8.7.1).
Техническое предложение должно включать цену за единицу (если указание цены за единицу предусмотрено конкурсной документацией) и общую цену предложения. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг (п. 8.7.2).
Согласно п. 8.1.1 Документации конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.
В соответствии с пунктом 7.8.3.1 Документации участник конкурса не допускается к участию в случае непредставления определенных Документацией документов. В соответствии с п. 7.7.1 Документации по окончании срока подачи конкурсных заявок для участия в конкурсе представленные конкурсные заявки вскрываются на ЭТЗП, при этом открытые части заявок становятся доступны для всех пользователей на странице данного конкурса на сайте ЭТЗП, а закрытые части заявок становятся доступны только заказчику.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки Р, к установленному в Документации сроку вскрытия поступило 8 заявок от следующих участников:
1. ООО "ГА"
2. ООО "АБ "Компания ЭГО"
4. ООО "ЭА"
5. ООО "Т"
6. ООО "ГБ"
7. ООО "ЭБ"
8. ООО "В".
При этом Заказчик и представитель ЭТП ссылаются на то, что Заявитель прикрепил техническое предложение не в соответствующий раздел, в связи с чем оно было недоступно Заказчику, поскольку предоставляется только при составлении итогового протокола, а не при рассмотрении заявок.
Таким образом, в действия Заказчика по отказу в допуске Заявителя к участию в Закупке являются обоснованными, проверка состава заявки Заявителя проведена им на основании представленных ему документов.
При рассмотрении заявок на участие Закупочная комиссия оценивала возможность допуска к участию в Закупке в соответствии с требованиями к участникам и составу документов Заявителя, указанных в Документации.
Кроме того, по результатам Закупки заключен договор от 20.11.2018 N 76/18, размещенный в ЕИС 22.11.2018 в 15:04.
Вместе с тем, Комиссия при вынесении решения должна учитывать конкретные фактические обстоятельства дела на основании материалов, представленных на заседание Комиссии.
Согласно письменным пояснениям представителя ЭТП все документы, необходимые для принятия решения Заказчику о допуске к определению победителя, необходимо прикрепить в раздел "Сведения о товаре" и "иные документы".
Файл с техническим предложением имеется в составе заявки Заявителя. При этом, согласно пояснениям представителя ЭТП, Заявитель жалобы прикрепил файл "Техническое предложение" в составе архивного файла "ООО АА ОЧКонкурс N 2ОКЭ-АО "СМ"2О18.zip" не в соответствующий раздел, результатом чего послужило отклонение заявки на участие в Закупке.
Представитель ЭТП ссылается на то обстоятельство, что при подаче заявки появляется всплывающее окно со следующей информацией: "Организатором закупки установлено требование предоставлять документы, содержащие сведения о ценовом предложении, отдельно от других документов заявки на участие. В данный раздел необходимо прикрепить только документы, которые содержат в себе сведения о ценовом предложении".
При этом Заявитель указывает на то, что он не был уведомлен о таком порядке размещения файлов, кроме того, в Документации указано на то, что техническое предложение представляется в составе открытой части заявки.
На вопрос Комиссии о том, размещена ли в Регламенте работы электронной площадки "Р" информация о том, что документы, которые прикреплены в составе ценового предложения, не будут доступны Заказчику при рассмотрении заявок представитель ЭТП ответил отрицательно. При этом, согласно его пояснениям, порядок, согласно которому Заявитель должен был руководствоваться при подаче заявки размещен в разделе 223-ФЗ/Участникам/поддержка/поиск по слову "ценовое".
Представитель ЭТП указывает, что в данной инструкции указано:
"Особенности для конкурентных закупок Порядок подачи заявки на участие в конкурентной закупке и форма заявки не поменялись. В форме заявки может отображаться дополнительное поле в зависимости от включения в Личном кабинете Заказчика опции "Отделять документы заявки с ценовым предложением от остальных (только для конкурентных запроса предложений, конкурса, запроса котировок, запроса цен и конкурентных переговоров)".
Если опция включена, то в форме заявки на участие в разделе "Ценовое предложение" поле "Сведения о ценовом предложении" будет обязательным для заполнения. В данное поле необходимо прикреплять только те документы, которые содержат сведения о ценовом предложении".
При этом Комиссия оценивает довод представителя ЭТП о надлежащем порядке уведомления участников о необходимости подачи ценового предложения отдельно от всех документов в составе заявки на участие в Закупке критически на основании следующего.
Все документы и правила, на основании которых заявки участников могут быть отклонены, а их права данным отклонением ущемлены - должны быть прямо указаны в надлежащей на то форме. В случае присоединения к регламенту участники в дальнейшем обязаны руководствоваться правилами, с которыми согласились. При этом в данном случае инструкция не входит в состав регламента, а следовательно - участник может не знать, что он должен руководствоваться правилами, которые без дополнительного поиска найти нельзя.
При этом способ получения информации, на который ссылается представитель ЭТП, когда участник должен самостоятельно найти в дополнительных вкладках на сайте лично, Комиссией расценивается как ненадлежащий порядок уведомления.
Комиссия также принимает во внимание, что в данном случае 3 из 8 (включая Заявителя) заявок на участие в Закупке были отклонены по аналогичным основаниям, а всего было допущено 2 заявки из 8.
Для целей исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом следует максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно способа подачи заявки и документов, размещение которых запрещено в соответствующем разделе.
При этом ссылки представителя ЭТП на практику рассмотрения жалоб в ФАС России по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не применимы при рассмотрении текущей жалобы в рамках законодательства о закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.
В этой связи в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия ООО "Р" (ИНН:7710357167,ОГРН:1027739521666) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "Р" нарушения требований информационной открытости закупок.
3. Выдать ООО "Р" предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.