РЕШЕНИЕ от 13 ноября 2018 г. по делу № 1-00-2013/77-18 О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2018 г. по делу № 1-00-2013/77-18 
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "Г" - <...> (по доверенности от 12.11.2018 N 17),
от АО "Р" - <...> (по довернности от 25.10.2018 N 370), <...> (по доверенности от 12.11.2018 N 413),
рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее также - Заявитель, Общество) на действия АО "Р" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение ремонта помещения N III 6 этажа здания, расположенного по адресу: <...> (реестровый N 31806976911) (далее - Конкурс) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),


установила:


Заявитель обратился в Московское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Жалоба мотивирована несогласием общества с оценкой его заявки на участие в Конкурсе.
В заседании представитель Заявителя доводы и требования жалобы поддержал.
Представители Заказчика по жалобе возражали, представили документы по оспариваемой процедуре.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признает жалобу обоснованной на основании следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных приведенной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований упомянутого Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных ч. 8.1 приведенной статьи, ч. 5 ст. 8 названного закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба отвечает п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Срок, установленный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), упомянутым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг учреждения в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 01.06.2018 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
28.09.2018 Заказчиком опубликовано извещение о проведении Конкурса, и конкурсная документация по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора на ремонт помещения N III 6 этажа здания, расположенного по адресу: <...> (далее - Конкурсная документация).
В соответствии с опубликованным в ЕИС протоколом оценки и сопоставления заявок от 26.10.2018 N 31806976911-03 (далее - Протокол) заявке Заявителя присвоено 80,00 баллов. При этом данный Протокол в отношении баллов заявки Заявителя содержит следующую схему:

Баллы, выставленные членами Комиссии (средний балл) по критерию "Квалификация участника конкурса"60,00
Расчетный бал: Рейтинг заявки по критерию "Квалификация участника конкурса" (коэффициент значимости - 0,50) 30,00;  Рейтинг заявки по критерию "Цена договора" (коэффициент значимости - 0,50) 50,00
Итоговый рейтинг в баллах 80,00
Порядковый номер 2

Вместе с тем Приложением N 2 к информационной карте установлены 9 подкритериев (далее -Подкритерии), из которых суммируется общая оценка по критерию "Квалификация участника конкурса". Согласно письменным возражениям Заказчика, по 7 подкритериям Заявителю было присвоено максимальное количество баллов, кроме П. "2.1 Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки" и "2.2. Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки".
В Подкритерии "2.1 Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки" принимаются в расчет сведения о заключенных договорах и выполненных работах за период с 2017 по 2018 годы. В расчет принимаются только завершенные работы по объектам. При оценке заявок Комиссией учитываются сведения, указанные в заявке, подтвержденные копиями договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ (по форме КС-2, КС-3), подтверждающими выполнение работ.
Из 9 договоров, представленных в составе заявки Заявителя Заказчик зачел только 1. При этом основанием послужило то, что в остальных представленных договорах отчетные периоды, указанные в формах КС-2 и КС-3 не совпадают.
В отношении данного довода Заказчика Комиссия отмечает следующее.
Подкритерий 2.1 предполагает декларирование соответствующего опыта путем представления необходимых документов. При этом в Конкурсной документации не отражено, что сведения из представленных документов должны соотноситься с пониманием Заказчика о правильности заполнения документов.
В отношении незачтенных договоров Заказчик не доказал несоответствие указанных договоров требованиям Конкурсной документации, а наличие разночтений в формах КС-2 и КС 3 не подтверждает невыполнение работ по этим договорам Заявителем и не подтверждает того, что эти работы не выполнены и не оплачены.
Данный критический подход относится также к оценке по Подкритерию 2.2 "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки", поскольку он соотносится с вышеуказанным подкритерием и в взаимосвязан с оценкой представленных договоров в заявке Заявителя, а именно - незачет каждого договора влияет на оценку также по Подкритерию 2.2, потому что в данном случае оценивается сумма представленных договоров, которая также снижается при неправомерной оценке представленных договоров Заявителя Заказчиком.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Этот принцип не нашел своего отражения при проведении Конкурса, в том числе в связи с тем, что Заявителю и Комиссии из содержания Протокола не представляется возможным однозначно установить основание начисления всех баллов по каждому критерию, так как он содержит только информацию о количестве баллов без конкретного на то основания.
Применительно к составлению протоколов соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников Конкурса всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной процедуре, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины начисления баллов с указанием не только на то, в какой части эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность Заказчика в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам Конкурса возможность в случае несогласия с таким решением Заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Указанного правового подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам N А40-43124/14, N А40-43121/14.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Используемый Заказчиком в данном случае подход не позволяет с достоверностью определить причины начисления баллов, поскольку не содержит указания на то, какие именно документы или хотя бы в какой их части признаны Заказчиком несоответствующими требованиям Документации.
Даже в случае отсутствия в Конкурсной документации соответствующих требований с Заказчика не будет снята обязанность по указанию в Протоколе рассмотрения заявок детальных и конкретных причин отклонения той или иной заявки, начисления баллов в целях соблюдения принципов информационной открытости закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия не может признать действия Заказчика в части оценки заявки Заявителя правомерными, а в действиях Заказчика признаются нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В данном случае действия Заказчика, выразившиеся осуществлении оценки заявки Заявителя по основаниям, не предусмотренным Конкурсной документацией, не соответствуют требованиям ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Представители Заказчика предоставили на заседании Комиссии в бумажном виде договор подряда N 163-ДРиР/18 от 08.11.2018, заключенный между Заказчиком и ООО "С". Из данного договора следует, что он заключен на основании результатов Конкурса, в частности протокола от 24.10.2018 N 31806976911-03.
Заказчик обязан в рамках публикации процедуры размещать информацию о заключенном договоре на Официальном сайте. В данном случае, такую обязанность Заказчик исполнил 09.11.2018. При этом уведомление Московского УФАС России о запрете действий, связанных с заключением договора, было направлено в адрес участвующих лиц 08.11.2018.
Оценив копию указанного договора, заключенного в бумажном виде, Комиссия считает его ничтожным, поскольку отсутствует возможность администрировать непосредственный момент заключения, и как следствие, сделать вывод о выполнении либо невыполнении Заказчиком требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в части приостановления заключения договора. В свою очередь, договор, заключенный в нарушение требований ст. 18.1, считается ничтожным.
В данном контексте Комиссия также принимает во внимание тот факт, что уведомление Московского УФАС получено Заказчиком раньше, чем размещены сведения о договоре в ЕИС. При этом единственным доказательством, которое свидетельствует о фактической дате заключения договора, по утверждениям Заказчика, является дата, указанная на самом договоре, что, как указано выше, в совокупности не позволяет сделать бесспорный вывод о соблюдении требований Закона о защите конкуренции при заключении указанного договора.
При таких обстоятельствах Комиссия оценивает этот договор критически, и делает вывод об отсутствии причин, препятствующих выдаче предписания по восстановлению нарушенных прав.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ООО "Г" (ИНН:7716860673; ОГРН:1177746572475) на действия АО "Р" (ИНН:7727344543, ОГРН:1187746439980) при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 и 2 ч. 1, ч. 6 статьи ст. 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 13 ноября 2018 г. по делу N 1-00-2013/77-18
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 13.11.2018 по делу N 1-00-2013/77-18,

предписывает:

АО "Р" (ИНН:7727344543, ОГРН:1187746439980) (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение ремонта помещения N III 6 этажа здания, расположенного по адресу: <...> (реестровый N 31806976911) (далее - Конкурс):
1.
1. Заказчику отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 26.10.2018 N 31806976911-03.
2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
3. Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения поданных заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
4. Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Конкурсе с учетом решения Комиссии от 13.11.2018 по делу N 1-00-2013/77-18.
5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 07.12.2018.
6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 14.12.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.