РЕШЕНИЕ от 15 октября 2018 г. по делу № 1-00-1806/77-18 О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2018 г. по делу № 1-00-1806/77-18  О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от РПА Минюста России - <...> (по доверенности от 12.10.2018 N 01-07-14/084),
в отсутствие представителей ООО "И" (уведомлено письмом Московского УФАС России от 11.10.2018 N ИГ/48903/18),
рассмотрев жалобу ООО "И" (далее также - Заявитель) на действия РПА Минюста России (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов (картриджей) (реестровый N 31806932543) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),


установила:


В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке, письменные возражения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что жалоба обоснована по следующим основаниям.
Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках в редакции, действовавшей на дату опубликования извещения, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 11.05.2017 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
В соответствии с протоколом оценки N 31806932543-02 от 27.09.2018 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске на основании того, что им некорректно предоставлены все значения по техническим характеристикам утвержденной формы заявки к Документации.
При этом закупаемые товары и его характеристики указаны в Техническом задании (далее - ТЗ). Согласно инструкции к ТЗ поставляемые расходные материалы должны быть новыми, разрешенными к использованию соответствующими производителями копировально-множительной техники, промышленного производства, содержащими все необходимые коды и знаки производителя; официально предназначенными для поставки в Российскую Федерацию.
В пункте 1.3 части 2 Документации указывается, что поставляемый товар должен быть новым и изготовлен не ранее 2017 года.
В свою очередь Заявитель в своей заявке предложил к поставке товары с датой изготовления - 2017-2018 г., что полностью удовлетворяет потребности Заказчика, а указания на то, в данном случае Заказчику необходима конкретная календарная дата изготовления, Документация не содержит.
Довод Заказчика о том, что конкретная дата изготовления необходима для того, чтобы определить срок обслуживания товара Комиссией оценивается критически в связи с тем, что данный срок не связан с последующим сроком обслуживания.
Вопреки доводу Заказчика, кроме даты изготовления у товара есть другие характеристики: срок годности и срок полезного использования, к которым и обращается Заказчик для определения срока обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку отсутствие в Документации сведений относительно критериев оценки и сопоставления заявок с тем, чтобы получить за это предложение максимально возможную оценку, объективно влечет за собой несоблюдение упомянутых принципов, поскольку лишает участников части существенной информации о порядке ее проведения, препятствует названным участникам в подготовке своих предложений в указанной части и оставляет оценку и сопоставление заявок исключительно на субъективное усмотрение Заказчика. Между тем, указанные действия влекут за собой не только нарушение.принципов равноправия и справедливости (часть 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения часть 4 статьи 1 ГК РФ и злоупотребления правом часть 1 статьи 10 ГК РФ.
Как следует из положений пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчику в закупочной документации необходимо прописывать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок.
При этом Комиссией установлено, что в Документации отсутствует обязательные для закупочной документации положения, касающиеся критериев оценки и сопоставления заявок.
Пункты 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках обязывают Заказчика указывать в Документации:
- требования к участникам;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Устанавливая такие требования и критерии, Заказчик должен обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.
Кроме того, порядок и критерии оценки, сопоставления заявок должны быть детализированы, понятны и доступны любому участнику.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем на заседание Комиссии также была представлена копия заключенного по результатам Закупки договора от 09.10.2018 N 13-10/18.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,


решила:


1. Признать жалобу ООО "И" (ИНН:5001043782, ОГРН:1035000718455) на действия РПА Минюста России (ИНН:7719061340, ОГРН:1027700162676) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с заключением договора по результатам Закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.