РЕШЕНИЕ от 17 октября 2018 г. по делу № 07-32-27681эп/18 ПО ЖАЛОБЕ НА НАРУШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского областного УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "ВА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству модульного здания на территории ФГБУ "ВБ" (извещение N 31806925070 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс),

установила:

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупах товаров, работ, услуг ФГБУ "ВБ", утвержденным заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору А. от 07.06.2017 N 1130023809 (далее - Положение).
По мнению Заявителя, Заказчиком установлена Конкурсная документация в нарушение норм Закона о закупках.
Рассмотрев жалобу Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
- дата публикации извещения на Официальном сайте - 25.09.2018;
- начальная (максимальная) цена договора - 41 735 561,86 руб.;
- дата окончания срока подачи заявок - 12.10.2018;
- дата вскрытия конвертов - 12.10.2018;
- дата рассмотрения заявок - 16.10.2018;
- заявок на участие в Конкурсе подано - 6;
- к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте размещена проектно-сметная документация не в полном объеме, а именно отсутствуют чертежи КЖ (Конструкции железобетонные), чертежи КМ (Конструкции металлические), чертежи КМД (Конструкции металлические детализированные), полная архитектура здания, размеры чертежей и их раскладка Сэндвич-панелей.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, объектом закупки является выполнение работ по строительству модульного здания на территории ФГБУ "ВБ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что проектно-сметная документация не размещена на Официальном сайте в полном объеме в связи с тем, что данные документы необходимы при производстве работ, предусмотренных объектом закупки.
Отсутствие проектной-сметной документации в составе Конкурсной документации на строительство означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
1) В разделе "Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок, где в том числе указан критерий "Срок выполнения работ", а именно:
2.1. Расчет не стоимостного критерия оценки "Срок выполнения работ":
НЦБс = Кз * 100 * (Кmin / Ki) Где:
НЦБс - количество баллов по критерию "Срок выполнения работ";
Кз - коэффициент значимости показателя - 0,1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается".
Вместе с тем, в рамках критерия "Срок выполнения работ" Заказчиком не установлен предельный минимальный срок выполнения работ для оценки заявок участников закупки.
Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не позволяют выявить лучшее предложение, являются неправомерными и ограничивают количество участников закупки.
2) В рамках Критерия "Квалификация участников закупки", Заказчиком установлен подкритерий "Репутация участника конкурса", где подлежит оценке "- Репутация участника подтверждается отзывами организаций за выполненные работы, аналогичные работам, по предмету открытого конкурса, за последние 2 года в количестве 3".
При этом, Заказчиком в документации Конкурса не указано, что подразумевается под выполнением аналогичных предмету Конкурса работ.
На основании изложенного, участникам закупки не представляется возможным однозначно понять, какие предложения по опыту выполнения работ требуется представить в заявке на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.
3) В рамках Критерия "Квалификация участников закупки", Заказчиком установлен подкритерий "Опыт участника конкурса", где подлежит оценке "Опыт участника открытого конкурса подтверждается копиями договоров на капитальное строительство с обязательным приложением актов сдачи-приемки законченных строительством объектов (3 договора)", а именно:
"К участникам, сделавшим предложение Кi<Кпред применять формулу:
НЦБк=Kз х 100 х Кi:Кпред Где: НЦБк - количество баллов, присуждаемых участникам закупки; Кз-коэффициент значимости (опыт - 0,7; квалификация - 0,2; репутация 0,1);
Кi-предложение участника закупки; Кпред - предельно необходимое максимальное количество по критерию.
К участникам, сделавшим предложение Кi>= Кпред применять формулу:
НЦБк=Kз х 100 Пример:
То есть участники, приложившие к заявке 3 договора с актами ввода в эксплуатацию и более, получит 70 баллов (0.7х100), аналогично балы подсчитываются и по другим показателям (НЦБк1 показатель 1 -опыт; НЦБк2 показатель 2 - квалификация; НЦБк3 показатель 3 - репутация).
Расчет рейтинга по не стоимостному критерию с учетом определенных величин показателей:
НЦБк = (НЦБк1 + НЦБк2 + НЦБк3) * Кз Где: НЦБк - количество баллов, присуждаемых участникам закупки; НЦБi1 количество баллов, присужденных участникам закупки по показателю 1; НЦБi2 количество баллов, присужденных участникам закупки по показателю 2; НЦБi3 количество баллов, присужденных участникам закупки по показателю 3; Кз - значимость критерия - 0,3.
Итоговая сумма балов определяется суммированием баллов по критериям 1.1; 2.1; 2.2 (ЦБi + НЦБс + НЦБк)".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по вышеуказанному подкритерию не содержит показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
На основании изложенного, участникам закупки не представляется возможным однозначно понять, какие копии договоров на капитальное строительство требуется представить в качестве опыта заявке на участие в Конкурсе.
Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не позволяют выявить лучшее предложение, являются неправомерными и ограничивают количество участников закупки.
4) В рамках Критерия "Квалификация участников закупки", Заказчиком установлен подкритерий "Квалификация сотрудников участника открытого конкурса", где подлежит оценке "Квалификация сотрудников подтверждается копиями дипломов, удостоверений, документом, подтверждающим наличие в штате организации сотрудников. Штат участника открытого конкурса должен быть укомплектован сотрудниками, имеющие строительные специальности в количестве 20".
При этом, требование о предоставлении копий дипломов, удостоверений, документом, подтверждающих наличие в штате организации сотрудников исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, что ограничивает количество участников закупки и не соответствует положениям Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, что нарушает пункты 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 17.10.2018 N 07-32-27681эп/18 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.

 



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 октября 2018 г. по делу N 07-32-27681эп/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ТОРГОВ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании Решения от 17.10.2018 N 07-32-27681эп/18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "ВА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству модульного здания на территории ФГБУ "ВБ" (извещение N 31806925070 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Заказчику:
- Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса;
- Вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Конкурсе и уведомить их о прекращении действия поданных заявок и о возможности подать новые;
- Привести извещение о проведении Конкурса и документацию Конкурса в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и с учетом решения от 17.10.2018 N 07-32-27681эп/18 и разместить на Официальном сайте;
- Назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на Официальном сайте информацию о таких датах. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена в срок, установленный Законом о закупках.
- Осуществить дальнейшее проведение Конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 17.10.2018 N 07-32-27681эп/18.
- В срок не позднее 31.10.2018 представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте to50@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.