РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2018 г. по делу № 1-00-1922/77-18

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2018 г. по делу № 1-00-1922/77-18
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"..." - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;
членов Комиссии:
"..." - главного специалиста-эксперта отдела административных производств;
"..." - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов;
в присутствии представителя АО "И":
"..." по доверенности от 20.08.2018 N ДО/2018/51;
в отсутствие ООО "В", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 26.10.2018 N ИГ/52090/18,
рассмотрев жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия АО "И" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку средств измерения и контроля для Печорской ГРЭС (реестровый N 31806900118) (далее - Запрос котировок),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком 02.07.2018 размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках), действующее на дату размещения извещения о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
07.09.2018 в ЕИС опубликовано Извещение, дата размещения текущей версии Извещения - 13.09.2018. Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 647 717,00 руб.
В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок - 18.09.2018, дата рассмотрения заявок - 10.10.2018, дата подведения итогов - 18.10.2018.
Согласно протоколу N 120991-1 от 17.10.2018 ООО "В" было отказано в дальнейшем участие в закупочной процедуре, в связи с несоответствием заявки участника требованиям Закупочной документации, в том числе участником ссоставе заявки не указан момент, с которого начинает исчисляться гарантийный срок.
Согласно доводам жалобы заявка была отклонена от дальнейшего участия в закупочной процедуре неправомерно, так как, по мнению Заявителя, поданная им заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации.
В обоснование отклонения заявки Заявителя представитель Заказчика ссылается на отсутствие в составе заявки срока гарантии товара на момент поставки товара.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми всоответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В пункте 2.6 Закупочной документации Заказчиком установлены требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества на поставляемый товар, в том числе гарантийные обязательства должны соответствовать гарантийному сроку завода-изготовителя, указанному в техническом паспорте на оборудование, и составлять не менее 12 месяцев с момента приемки оборудования по транспортной накладной.
В техническом предложении участник обязан в явном виде указать срок гарантии в месяцах и момент, с которого она действует.
В случае если гарантийный срок завода-изготовителя составляет менее 12 месяцев, Участник принимает на себя обязательства по дополнительному гарантийному обслуживанию за свой счет, до момента наступления указанного срока. В этом случае, Участник в техническом предложении указывает срок, предлагаемый заводом-изготовителем и, отдельно, свой дополнительный срок гарантии и условия, на которых она осуществляется.
В составе заявки Заявителем в табличной форме указаны следующие сведения: "Срок поставки (начало) - январь 2019 года", "Гарантийный срок - 12 месяцев".
Таким образом, Заявителем в составе заявке указана информация относительно гарантийного срока поставляемого товара.
Более того, представленное по требуемому параметру Заявителем в составе заявки значение сформулировано таким образом, исходя из которого представляется возможным сделать вывод о том, что гарантийный срок составляет 12 месяцев на момент начала поставки товара. Таким образом по состоянию на январь 2019 года гарантий срок поставляемого товара будет равен 12 месяцев.
Стоит отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
При этом, исчисление гарантийного срока возможно только в момент передачи товара заказчику, что, с учетом отсутствия в Закупочной документации конкретной календарной даты, в которую необходимо произвести поставку товара, указать гарантийный срок поставки товара на момент подачи участником закупки заявки не представляется возможным (более того, в данном случае Заказчиком определена прямая зависимость гарантийного срока товара на момент поставки от срока поставки товара).
Стоит также учитывать, что Закон о закупках не обязывает участника на момент проведения конкурентной процедуры располагать товаром, о котором он представляет сведения в заявке, тем более, владеть информацией о гарантийном сроке товара на момент поставки.
В связи с вышеизложенным, заявка Заявителя подана в соответствии с требованиями Закона о закупках и соответствует требованиям, установленным в Закупочной документации.
Между тем, Закупочная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем не должна содержать в себе никаких неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла. В целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в процедуре Закупочная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в закупке.
Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в Закупочной документации какого-либо требования, исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие такой документации (соответствующим ее требованиям), исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
Наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с Закупочной документацией, является следствием действий Заказчика, а, следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
Из вышесказанного следует, что техническое задание Заказчика сформулировано таким образом, что в составе первой части заявки на участие в запросе котировок участнику достаточно указать срок гарантии, что, в свою очередь, было указано в составе заявки Заявителя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу ООО "В" (ОГРН <...> ИНН <...>) на действия АО "И" (ОГРН <...>ИНН <...>) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку средств измерения и контроля для Печорской ГРЭС (реестровый N 31806900118) обоснованной.
2. Установить в действиях АО "И" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать АО "И" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.