РЕШЕНИЕ от 25 декабря 2017 г. по делу № 1-00-2692/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

антимонопольного законодательства

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФАУ МО РФ ЦСКА (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку экипировки для парашютного спорта (реестровый N 31705789955) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в Закупке по причине предъявления требования, не предусмотренного документаций.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 27.11.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок - 07.12.2017, дата рассмотрения заявок - 08.12.2017.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 08.12.2017 N 31705789955 Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки <...> в связи с тем, что заявка участника не соответствует требованиям закупочной документации, установленным подпунктом 9.1.3 пункта 9 Информационной карты, а именно: заявка должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенную копию, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально заверенную копию, полученные не ранее чем за два месяца до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, копии документов, удостоверяющих личность участника такого запроса котировок, копию надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
В соответствии с доводом Заявителя, действия Заказчика по отклонению заявки неправомерны, ввиду того, что в составе заявки на участие в Закупке представлена выписка из ЕГРИП, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью.
Комиссия, изучив Закупочную документацию, установила следующее.
Согласно подпункту 9.1.3 пункта 9 Информационной карты Закупочной документации заявка на участие в закупке должна содержать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенную копию (для юридических лиц), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально заверенную копию (для индивидуального предпринимателя).
В силу пункту 4.1 Закупочной документации, котировочная заявка (далее также "заявка", "заявка на участие в запросе котировок") включает полный комплект документов, являющихся ее неотъемлемой частью, и состоит из документов на бумажном носителе, содержащих сведения и документы в соответствии с пунктом 9 раздела II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА КОТИРОВОК".
Проведя документальный анализ заявки Заявителя, Комиссия установила, что участником в составе заявки на участие в Закупке представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2017, сформированная с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на официальном сайте выданная ФНС России в сети Интернет. Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, указан номер, владелец и срок действия электронной подписи. Также на данной выписке имеется отметка о том, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа (пункты 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент).
Разделом II Административного регламента утвержден Стандарт предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 17 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе:
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по форме согласно приложениям N 2 и N 3 к Административному регламенту;
- выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (в случае предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.
Таким образом, юридическое лицо вправе получить выписку из ЕГРЮЛ в налоговом органе на бумажном носителе, а также в электронной форме.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде осуществляется:
- с использованием Интернет-технологий - посредством установления доступа к разделу официального сайта Федеральной налоговой службы, на котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- с использованием Интернет-сервиса - в виде выписки о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (о самом себе).
Согласно пункту 107 Административного регламента в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 настоящего Административного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью.
Пунктом 108 установлено, что предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки, упомянутой в пункте 107 настоящего Административного регламента. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе; информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Таким образом, исходя из положения статьи 6 Закона об электронной подписи выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заявителя нарушений требований Закупочной документации, ввиду представления в составе заявки выписки из ЕГРИП, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначной выписке на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Учитывая изложенное, отклонение заявки Заявителя в связи с представлением в составе заявки на участие в Закупке выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, со ссылкой на то, что данный документ сформирован с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", неправомерно.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8.4 Закупочной документации, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 


ПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 декабря 2017 г. по делу N 1-00-2692/77-17
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.12.2017 по делу N 1-00-2692/77-17,

предписывает:

ФАУ МО РФ ЦСКА (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку экипировки для парашютного спорта (реестровый N 31705789955) (далее - Закупка), а именно:
1. Заказчику отменить протокол рассмотрения котировочных заявок от 08.12.2017 N 31705789955, составленный в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику назначить новую дату и время рассмотрения заявок на участие в Закупках.
3. Заказчику уведомить участников, подавших заявки на участие в Закупке, о дате и времени рассмотрения заявок на участие в Закупке.
4. Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок повторно с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 25.12.2017 по делу N 1-00-2692/77-17.
5. Заказчику разместить вышеуказанные изменения в официальных источниках, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.03.2018.
7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.03.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.