РЕШЕНИЕ от 28 декабря 2017 г. по делу № 1-00-2704/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

антимонопольного законодательства

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия):
рассмотрев жалобу при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N 31705712167) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в следующем:
1.
1. В нарушении порядка формирования начальной (максимальной) цены договора;
2. В нарушении порядка размещении информации о Конкурсе;
3. В неустановлении требования к участникам Конкурса требования о предоставлении копии свидетельства членства в Российском союзе автостраховщиков.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из материалов дела следует, что в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 07.11.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок - 28.11.2017, дата подведения итогов - 22.12.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно сформирована начальная (максимальная) цена договора, ввиду ее некорректного расчета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом рассматриваются жалобы заинтересованных лиц на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении процедуры торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов.
При этом вопросы, связанные с оценкой законности и правомерности формирования начальной (максимальной) цены договора, а также применения Заказчиком при ее установлении коэффициентов страховых тарифов, не относятся к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем не могут являться предметом оценки в рамках рассмотрения поданного обращения.
В связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в указанной части.
Оценка законности применяемых тарифов на рынке услуг страхования осуществляется Центральным Банком Российской Федерации.
Таким образом, Комиссией принято решение об оставлении жалобы в оспариваемой части без рассмотрения.
2. Исходя из доводов жалобы, Заявитель оспаривает нарушение порядка размещении информации, а именно размещение разъяснений, фактически изменяющих суть документации.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, а именно, информационной открытости закупки.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В силу части 11 статьи 4 Закона о закупках в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Конкурсной документации, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
Пунктом 2.2.2 Конкурсной документации установлено, что любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заказчик не позднее, чем в течение 3 (трех) дней со дня поступления запроса о предоставлении разъяснений, при условии, что такой запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, размещает разъяснение положений конкурсной документации в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Вместе с тем, из доводов жалобы Заявителя установлено, что 21.11.2017 Обществом направлен запрос разъяснений в адрес Заказчика, с просьбой внести изменения в документацию о закупке в связи с тем, что расчет начальной (максимальной) цены исполнения договора содержал недостоверные сведения в части некорректного применения коэффициента преимущественного использования транспортного средства.
Однако, 24.11.2017 Заказчиком размещены разъяснения положений документации, которые фактически изменяют техническую часть документации, а именно содержат информацию о применяемых коэффициентах, отличных от опубликованных в документации о Конкурсе. Таким образом, ответ на запрос разъяснений, предоставленный Заказчиком, изменил суть документации, в части тарифов, подлежащих применению при формировании ценового предложения.
При этом, указанные разъяснения опубликованы Заказчиком 24.11.2017, в том время как срок приема заявок оканчивается 28.11.2017.
Изменения в документацию о Конкурсе не вносились, срок приема заявок не продлевался, что не соответствует требованиям пункта 2.2.2 Конкурсной документации, части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в указанной части обоснованной.
Вместе с тем, допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, по причине подачи Заявителем заявки с учетом полученных от Заказчика разъяснений положений документации.
3. Также, Заявитель указывает неправомерное невключение Заказчиком в документацию о Конкурсе требования о наличии свидетельства членства в Российском союзе автостраховщиков.
Согласно подпункту 1 пункта 1.4.3 Конкурсной документации, участник закупки для того, чтобы принять участие в конкурсе, должен соответствовать следующим обязательным требованиям:
- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;
- отсутствие сведений об участнике закупки в реестре, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3.1 Информационной карты установлено, что согласно требованию, установленному подпункту 1 пункта 1.4.3 Части I документации о закупке участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), N 40-ФЗ участник должен иметь:
- копию действующей лицензии на осуществление страховой деятельности
- иные обязательные требования, ссылка на которые приведена в пункте 1.4.4 Части I документации, не установлены.
Из пояснений Заказчика установлено, что участники закупки подачей заявки декларативно подтверждают свое соответствие Конкурсной документации и выражает свое согласие на оказание услуг в соответствии с Конкурсной документацией.
Заказчик не обязан устанавливать отдельное требование о подтверждении участниками закупки в членства в Российском союзе автостраховщиков, поскольку заказчиком установлено требование о соответствии участников Конкурса требованиям, установленным законодательством РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон о страховании) страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно части 3 статьи 40 Закона о страховании необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу в оспариваемой части необоснованной.
Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу в части нарушения порядка размещении информации о Конкурсе обоснованной, в части неустановления требования о наличии свидетельства членства в Российском союзе автостраховщиков необоснованной, оставить без рассмотрения в части довода о порядке формирования начальной (мксимальной) цены договора.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта 1 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункта 2.2.2 Конкурсной документации.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на права Заявителя.
4. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.12.2017 N ИГ/66991/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.