РЕШЕНИЕ от 24 декабря 2018 г. по делу № 1-00-2365/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия - ООО "Г" (далее также - Организатор торгов), при проведении торгов посредством открытого аукциона по продаже имущества должника
АО "Б" (сообщение N 3168017 лот N 20, далее - Торги)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и части 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 07.12.2016 г. по делу N А04-3531/2016 АО "Б" (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Московской области от 08.10.2018 г. по делу N А04-3531/2016 конкурсным управляющим утвержден С.
Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества Должника опубликовано в печатном издании "Коммерсантъ" (сообщение N 77032801851 от 03.11.2018), на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕРФСБ) (сообщение N 3168017 от 02.11.2018).
В своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие конкретной информации о причинах отказа его заявке в допуске к участию в Торгах, и считает данный отказ неправомерным.
Согласно протоколу об определении участников Торгов от 12.12.2018 <...> отказано в допуске к участию в Торгах со следующим обоснованием: "Представленные участником документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны".
В соответствии с частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение Организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Вместе с тем с учетом имеющейся информации Заявитель не смог сделать вывод о конкретных причинах отклонения своей заявки, что и послужило основанием для обращения в антимонопольный орган.
В своих возражениях Организатор торгов указывает, что заявка <...> была подана от имени принципала ООО "У", о чем свидетельствует агентский договор N 03-12/2018 от 03.12.2018. Вместе с тем документы на ООО "У" и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя в порядке части 11 статьи 110 Закона о банкротстве в заявке <...> отсутствовали, в связи с чем у Организатора торгов имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
При этом Комиссия отмечает, что у Организатора торгов имелась реальная возможность раскрытия необходимой информации до рассмотрения настоящей жалобы по существу. Фактически своими действиями Организатор торгов раскрыл причины отклонения заявки Заявителя только на заседании Комиссии антимонопольного органа, лишив тем самым Заявителя возможности удостовериться в обоснованности и правомерности принятого в отношении заявки решения.
Из чего следует, что действия Организатора торгов по нераскрытию причин отклонения заявки направлены на дальнейшее невилирование таким основанием отклонения, что в свою очередь, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Организатора торгов.
В свою очередь, представитель Организатор торгов на заседании Комиссии сослался на отсутствие в Законе о банкротстве требования об указании конкретных причин отказа в доступе Заявителю и указал на то, что протокол определения участников Торгов содержит выдержку из части 12 статьи 110 Закона о банкротстве указывающую соответствующий случай принятия решения об отказе в допуске участнику.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссия отмечает, что в данном случае Организатор торгов, ввиду отсутствия предусмотренного действующим законодательством запрета, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, не раскрыл детально причины отказа в допуске Заявителю, тем самым безусловно нарушив права и интересы Заявителя в доступе к информации о проведении торгов.
Между тем, учитывая, что протокол определения участников Торгов не содержит в своем составе основания отклонения спорной заявки у Комиссии отсутствуют правовые основания полагать, что при рассмотрении заявки названные обстоятельства послужили основанием такого отклонения.
При таких обстоятельствах, с учетом неуказания в протоколе определения участников оснований отклонения, комиссия лишена возможности сделать вывод относительно правомерности такого отклонения.
Таким образом, принимая во внимание совокупность обстоятельства, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение публичного порядка Российской Федерации, определенный законодательством об банкротстве, а также части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 24 декабря 2018 г. по делу N 1-00-2365/77-18
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 24.12.2018 по делу N 1-00-2365/77-18,

предписывает:

ООО "Г" (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов посредством открытого аукциона по продаже имущества должника АО "Б" (сообщение N 3168017 лот N 20, далее - Торги), а именно:
1. Организатору торгов отменить протокол об определении участников Торгов, протокол о результатах Торгов, составленные в ходе проведения Торгов.
2. Повторно составить протокол об определении участников Торгов с учетом решения Комиссии от 24.12.2018 N 1-00-2365/77-18 и в последующем составить протокол о результатах Торгов.
3. Организатору торгов разместить указанную в пункте 2 настоящего предписания информацию в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.
4. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 27.03.2019.
5. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.03.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.